14 января 2018
Начало в 19.00
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
“Камерная музыка советских композиторов”
I отделение
Георгий Свиридов
Фортепианное трио ля минор (1945)
I. Элегия. Allegro moderato
II. Скерцо. Allegro vivo
III. Похоронный марш. Andante
IV. Идиллия. Allegretto
Анна Гришина (фортепиано)
Александр Калашков (скрипка)
Степан Худяков (виолончель)
Альфред Шнитке
Соната для виолончели и фортепиано №1 (1978)
I. Largo
II. Presto
III. Largo
Степан Худяков (виолончель)
Мариам Абгарян (фортепиано)
II отделение
Владимир Власов
«Баллада» для виолончели и фортепиано (1967)
Степан Худяков (виолончель)
Анна Гришина (фортепиано)
Николай Метнер
Фортепианный квинтет до мажор (1904-1948)
I. Molto placido
II. Andantino con moto
III. Finale. Allegro vivace
Мариам Абгарян (фортепиано)
Михаил Цинман (скрипка)
Светлана Микляева (скрипка)
Дмитрий Усов (альт)
Степан Худяков (виолончель)
Советская музыка XX века, как, впрочем, и мировая в целом, отмечена сосуществованием противоположных, почти взаимоисключающих творческих течений. Официальное, пропагандистского толка искусство – и музыкальное «диссиденство» Шостаковича, радикальный авангардизм «московской тройки» (Губайдулиной, Шнитке, Денисова) – и возвращение к «истокам» неофольклористов… Программа концерта даст возможность сопоставить музыку композиторов, придерживавшихся разных стилистических направлений, услышать различия в их почерке, а может быть, и обнаружить сходства.
Фортепианное трио Георгия Свиридова, написанное в 1945 г. (а в 46-м удостоенное Государственной премии СССР), исполняется в концертах до сих пор. Несмотря на популярность этого сочинения, в целом камерно-инструментальный жанр не был основным для Свиридова, по большей части «вокального» композитора. И в самом этом трио значительную роль также играет вокальное, песенное начало. Лейттемой всего произведения является широкая мелодия, очень близкая протяжным крестьянским песням.
С народной музыкой композитор был знаком, что называется, с младых ногтей. Он провел детство в родной Курской губернии, богатой фольклорными традициями.
Трио начинается с печальной Элегии, где основная тема, подвергаемая развитию, достигает мощной драматической кульминации. В Скерцо чувствуется влияние стиля Шостаковича, с которым Свиридов общался, учась в Ленинградской консерватории. Музыка здесь изображает буйное веселье – то ли настоящее, то ли утрированное, гротескное.
Третья часть Трио озаглавлена «Похоронный марш». Такая жанровая атрибуция поначалу может удивить, поскольку в музыке нет обычных признаков похоронного марша – пунктирного ритма и четырехдольного метра. У скрипки звучит основная тема, написанная в переменном размере, виолончель сопровождает ее остинатно повторяющейся нисходящей фигурой, фортепиано паузирует. Маршеобразное движение возникает в среднем разделе, по традиции мажорной.
Финал трио, названный «Идиллия», переводит музыку в противоположную, радостно-беззаботную эмоциональную сферу. Однако заканчивается произведение звучанием все той же элегичной песенной темы – автора словно не оставляет забота о судьбе родной страны.
В трио Свиридова, безусловно, большое место занимают трагические страницы, но в Сонате для виолончели и фортепиано № 1 Альфреда Шнитке эта образная сфера становится довлеющей. У Шнитке появляется то, чего не было и не могло быть у Свиридова, – надлом, ощущение безотчетного страха, потери всех опор. В звуковом плане возрастает количество диссонансов; одним из основных созвучий становится аккорд, состоящий из совмещенных мажорного и минорного трезвучий. Его частое употребление придает звуковой ткани эффект неустойчивости, зыбкости.
В крайних частях сонаты преобладает монологическое начало; виолончель в них будто «говорит» человеческим голосом. Средняя часть являет собой торжество механистичности, агрессивной тупости. В ней использован прием остинато, то есть многократного повторения одного и того же мотива, который обрушивается на слушателя, словно удары молота. В этой же части звучит издевательский вальс-пародия, изобличающий зло, несомое массовой культурой.
В концерте прозвучит сочинение композитора ныне малоизвестного – Владимира Власова. Он родился в Москве, в 1929 г. окончил Московскую консерваторию, работал музыкальным редактором и консультантом во Всесоюзном комитете по радиовещанию, дирижировал симфоническим оркестром в Центральном доме Красной армии.
С 1936-го по 1942 год Власов жил и работал в Киргизии, где написал множество опер и балетов для Музыкально-драматического театра во Фрунзе (ныне Киргизский театр оперы и балета). «Родным» инструментом Власова была скрипка, но он писал и пьесы для виолончели. В программу вошло одно из виолончельных произведений композитора – «Баллада» (1976 г.).
Дополнением к музыке советских композиторов станет фортепианный квинтет Николая Метнера. Несмотря на то, что почти половина жизни Метнера прошла при Советском Союзе, его вряд ли можно считать «советским». Темы и стиль его творчества продолжают направление, заданное русскими романтиками – Чайковским, Рахманиновым, Танеевым.
Фортепианный квинтет Метнера представляет собой традиционный трехчастный цикл. Первую и вторую части отличает проникновенный лиризм, хотя во второй части появляется и эпическая «богатырская» тема. Финал композиции – самая масштабная и многогранная часть. Она включает в себя и прозрачные «сказочные» эпизоды (не случайно Метнер – автор фортепианных «Сказок»), и бодрый марш, и радостную танцевальную музыку.
В концерте принимают участие Светлана Микляева (скрипка), Александр Калашков (скрипка), Михаил Цинман (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Степан Худяков (виолончель), Мариам Абгарян (фортепиано), Анна Гришина (фортепиано).
Оксана Усова