ChamberMusic.Ru

Концерты камерной музыки в Москве

  • Главная страница
  • Что здесь происходит?
  • Наши артисты

14/01/2018, Бетховенский зал. “Камерная музыка советских композиторов”

11/01/2018

14/01/2018, Бетховенский зал. “Камерная музыка советских композиторов”

14/01/2018, Бетховенский зал. “Камерная музыка советских композиторов”

14 января 2018
Начало в 19.00
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)

“Камерная музыка советских композиторов”

I отделение

Георгий Свиридов
Фортепианное трио ля минор (1945)

I. Элегия. Allegro moderato
II. Скерцо. Allegro vivo
III. Похоронный марш. Andante
IV. Идиллия. Allegretto

Анна Гришина (фортепиано)
Александр Калашков (скрипка)
Степан Худяков (виолончель)

Альфред Шнитке
Соната для виолончели и фортепиано №1 (1978)

I. Largo
II. Presto
III. Largo

Степан Худяков (виолончель)
Мариам Абгарян (фортепиано)

II отделение

Владимир Власов
«Баллада» для виолончели и фортепиано (1967)

Степан Худяков (виолончель)
Анна Гришина (фортепиано)

Николай Метнер
Фортепианный квинтет до мажор (1904-1948)

I. Molto placido
II. Andantino con moto
III. Finale. Allegro vivace

Мариам Абгарян (фортепиано)
Михаил Цинман (скрипка)
Светлана Микляева (скрипка)
Дмитрий Усов (альт)
Степан Худяков (виолончель)

Скачать (PDF, 2.39MB)

Советская музыка XX века, как, впрочем, и мировая в целом, отмечена сосуществованием противоположных, почти взаимоисключающих творческих течений. Официальное, пропагандистского толка искусство – и музыкальное «диссиденство» Шостаковича, радикальный авангардизм «московской тройки» (Губайдулиной, Шнитке, Денисова) – и возвращение к «истокам» неофольклористов… Программа концерта даст возможность сопоставить музыку композиторов, придерживавшихся разных стилистических направлений, услышать различия в их почерке, а может быть, и обнаружить сходства.

Фортепианное трио Георгия Свиридова, написанное в 1945 г. (а в 46-м удостоенное Государственной премии СССР), исполняется в концертах до сих пор. Несмотря на популярность этого сочинения, в целом камерно-инструментальный жанр не был основным для Свиридова, по большей части «вокального» композитора. И в самом этом трио значительную роль также играет вокальное, песенное начало. Лейттемой всего произведения является широкая мелодия, очень близкая протяжным крестьянским песням.

С народной музыкой композитор был знаком, что называется, с младых ногтей. Он провел детство в родной Курской губернии, богатой фольклорными традициями.

Трио начинается с печальной Элегии, где основная тема, подвергаемая развитию, достигает мощной драматической кульминации. В Скерцо чувствуется влияние стиля Шостаковича, с которым Свиридов общался, учась в Ленинградской консерватории. Музыка здесь изображает буйное веселье – то ли настоящее, то ли утрированное, гротескное.

Третья часть Трио озаглавлена «Похоронный марш». Такая жанровая атрибуция поначалу может удивить, поскольку в музыке нет обычных признаков похоронного марша – пунктирного ритма и четырехдольного метра. У скрипки звучит основная тема, написанная в переменном размере, виолончель сопровождает ее остинатно повторяющейся нисходящей фигурой, фортепиано паузирует. Маршеобразное движение возникает в среднем разделе, по традиции мажорной.

Финал трио, названный «Идиллия», переводит музыку в противоположную, радостно-беззаботную эмоциональную сферу. Однако заканчивается произведение звучанием все той же элегичной песенной темы – автора словно не оставляет забота о судьбе родной страны.

В трио Свиридова, безусловно, большое место занимают трагические страницы, но в Сонате для виолончели и фортепиано № 1 Альфреда Шнитке эта образная сфера становится довлеющей. У Шнитке появляется то, чего не было и не могло быть у Свиридова, – надлом, ощущение безотчетного страха, потери всех опор. В звуковом плане возрастает количество диссонансов; одним из основных созвучий становится аккорд, состоящий из совмещенных мажорного и минорного трезвучий. Его частое употребление придает звуковой ткани эффект неустойчивости, зыбкости.

В крайних частях сонаты преобладает монологическое начало; виолончель в них будто «говорит» человеческим голосом. Средняя часть являет собой торжество механистичности, агрессивной тупости. В ней использован прием остинато, то есть многократного повторения одного и того же мотива, который обрушивается на слушателя, словно удары молота. В этой же части звучит издевательский вальс-пародия, изобличающий зло, несомое массовой культурой.

В концерте прозвучит сочинение композитора ныне малоизвестного – Владимира Власова. Он родился в Москве, в 1929 г. окончил Московскую консерваторию, работал музыкальным редактором и консультантом во Всесоюзном комитете по радиовещанию, дирижировал симфоническим оркестром в Центральном доме Красной армии.

С 1936-го по 1942 год Власов жил и работал в Киргизии, где написал множество опер и балетов для Музыкально-драматического театра во Фрунзе (ныне Киргизский театр оперы и балета). «Родным» инструментом Власова была скрипка, но он писал и пьесы для виолончели. В программу вошло одно из виолончельных произведений композитора – «Баллада» (1976 г.).

Дополнением к музыке советских композиторов станет фортепианный квинтет Николая Метнера. Несмотря на то, что почти половина жизни Метнера прошла при Советском Союзе, его вряд ли можно считать «советским». Темы и стиль его творчества продолжают направление, заданное русскими романтиками – Чайковским, Рахманиновым, Танеевым.

Фортепианный квинтет Метнера представляет собой традиционный трехчастный цикл. Первую и вторую части отличает проникновенный лиризм, хотя во второй части появляется и эпическая «богатырская» тема. Финал композиции – самая масштабная и многогранная часть. Она включает в себя и прозрачные «сказочные» эпизоды (не случайно Метнер – автор фортепианных «Сказок»), и бодрый марш, и радостную танцевальную музыку.

В концерте принимают участие Светлана Микляева (скрипка), Александр Калашков (скрипка), Михаил Цинман (скрипка), Дмитрий Усов (альт), Степан Худяков (виолончель), Мариам Абгарян (фортепиано), Анна Гришина (фортепиано).

Оксана Усова

Похожие концерты:

  • 5/03/2015, Бетховенский зал Большого театра. К 120-летию со дня рождения Пауля Хиндемита. Концерт третий.25/02/2015 5/03/2015, Бетховенский зал Большого театра. К 120-летию со дня рождения Пауля Хиндемита. Концерт третий.
  • 20/10/2015. Бетховенский зал. Концерт солистов оркестра Большого театра. Мендельсон и Брамс04/10/2015 20/10/2015. Бетховенский зал. Концерт солистов оркестра Большого театра. Мендельсон и Брамс
  • Мск, 31/10/2013, Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра ГАБТ31/10/2013 Мск, 31/10/2013, Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра ГАБТ
  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса26/03/2019 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)01/12/2018 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)
  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович10/06/2018 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович
  • 7/03/2018, Бетховенский зал. “Выдающиеся женщины-композиторы”02/03/2018 7/03/2018, Бетховенский зал. “Выдающиеся женщины-композиторы”
  • 18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»18/04/2017 18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»

Раздел: виолончель, квинтет, скрипка, струнные, трио, фортепианное трио, фортепианный квинтет, фортепиано Метки: Александр Калашков, Альфред Шнитке, Анна Гришина, Бетховенский зал Большого театра, Владимир Власов, Георгий Свиридов, Дмитрий Усов, Мариам Абгарян, Михаил Цинман, Николай Метнер, Светлана Микляева, Степан Худяков

  • Facebook
  • RSS
  • YouTube

Ближайшие концерты

  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 22/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)
  • 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”
  • 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)
  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович

Рубрики

Метки

Александр Калашков Александр Майборода Алексей Корнильев Алексей Раев Андрей Рудометкин Анна Гришина Антонио Вивальди Бетховенский зал Большого театра Борис Лифановский Вера Часовенная Владимир Скляревский Вольфганг Амадей Моцарт Вячеслав Чухнов Густав Малер Дмитрий Лиманцев Дмитрий Шостакович Жан Франсе Игорь Стравинский Илья Соколов Иоганн Себастьян Бах Иоганнес Брамс Карэн Шахгалдян Кирилл Филатов Клод Дебюсси Константин Семенов Любовь Токарева Людвиг ван Бетховен Михаил Цинман Наталья Береславцева Николай Попов Ольга Жмаева Оркестр Большого театра Павел Степин Пауль Хиндемит Петр Кондрашин Петр Чайковский Роберт Шуман Роман Янчишин Сергей Лысенко Сергей Петров Сергей Прокофьев Сергей Рахманинов Ференц Лист Франц Шуберт Яков Кацнельсон
Сайт презентации квартета Большого театра, с которого когда-то начался ChamberMusic.Ru

Производство

ChamberMusic.Ru

RSS ClassicalMusicNews.Ru

  • Оперы и книга: приращение смысла 20/01/2021
  • Коварство и любовь: лучшие оперные арии барокко прозвучат в Большом зале филармонии 20/01/2021
  • Российская премьера фортепианного концерта Томаса Адеса пройдет в Новосибирске 20/01/2021
  • В «Новой опере» открылся VIII Крещенский фестиваль 20/01/2021
  • Стартовал Второй Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Москве 20/01/2021

Copyright &copy 2004-2017, ChamberMusic.Ru
Все права удерживаются