ChamberMusic.Ru

Концерты камерной музыки в Москве

  • Главная страница
  • Что здесь происходит?
  • Наши артисты

22/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)

19/03/2019

Юрий Лоевский. Фото - Кирилл Кузьмин

Юрий Лоевский. Фото – Кирилл Кузьмин

22 марта 2019
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)

К юбилею солиста оркестра Юрия Лоевского

Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)

I отделение

Антонио Вивальди 
Соната для виолончели и basso continuo си-бемоль мажор, RV 47

I. Largo
II. Allegro
III. Largo
IV. Allegro

Людвиг ван Бетховен
Соната для виолончели и фортепиано №5 ре мажор, op.102/2 

I. Allegro con brio
II. Adagio con molto sentimento d’affetto
III. Allegro – Allegro fugato

II отделение 

Дмитрий Шостакович
Соната для виолончели и фортепиано ре мажор, op. 40 

I. Allegro non troppo
II. Allegro
III. Largo
IV. Allegro

Юрий Лоевский (виолончель)
Павел Домбровский (фортепиано) 

36 лет спустя

Билеты в кассах Большого театра и на официальном сайте.

Юрий Лоевский: «Свободных дней у музыканта быть не может»

По окончании Ленинградской консерватории, где учился у А. Штриммера, а затем у М. Ростроповича, Юрий Лоевский работал в лучших оркестрах СССР, а затем России. В оркестре театра оперы и балета им. Кирова/Мариинского театра (1966-1970 гг.; 1996-2002), в Госоркестре под управлением Евгения Светланова (1983-96 гг.). Период с 1970-го по 83-й, как мы уже сказали, пришелся «на долю» Большого театра. С момента создания коллектива, то есть с января 2003 г., и до августа 2018 года Юрий Лоевский – концертмейстер группы виолончелей Национального филармонического оркестра России (НФОР) под управлением Владимира Спивакова.

К Лоевскому как исключительному знатоку всех нюансов оркестрового исполнительства нередко обращаются за советом дирижеры, от молодых до самых «маститых», а критики, анализируя выступление коллектива, зачастую пишут о его сольных репликах как об отдельном событии.

Несмотря на многолетнюю преданность музыканта игре в составе оркестра, Юрий Лоевский стал основателем нескольких уникальных камерных коллективов – ансамблей виолончелистов Большого театра, Госоркестра, НФОР. В концерте в Бетховенском зале виолончелист выступит в дуэте с пианистом Павлом Домбровским – доцентом Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреатом многочисленных музыкальных конкурсов, в том числе (или в первую очередь) конкурса Маргарет Лонг и Жака Тибо. Музыканты исполнят программу из трех виолончельных сонат, каждая из которых принадлежит к числу особо любимых юбиляром.

В репертуаре Юрия Лоевского – весь цикл из шести сонат для виолончели и basso continuo А. Вивальди. Расцвет этого жанра пришелся на вторую половину XVIII века, и сонаты Вивальди, напечатанные в конце 1730-х гг. в Париже, входили в число наиболее популярных и исполняемых произведений при жизни композитора и уже тогда подвергались многочисленным переложениям и переработкам. Basso continuo (или генерал-бас) – сложившийся в музыкальном искусстве XVII – второй половины XVIII века способ записи, а также и «расшифровки» исполнителем музыкального произведения. Композитор записывал нотами не всю музыкальную ткань, а лишь ее басовый голос, снабжая его цифрами, особым образом обозначающими созвучия и аккорды. Таким образом, точно предписывалась только основная «канва» произведения, а создание всех тонкостей его фактуры уже было задачей исполнителей, которые выполняли ее сообразно своему вкусу и мастерству. Такая импровизационность, вариативность касалась не только манеры исполнения, но и выбора инструментального состава. Так, партия basso continuo могла исполняться либо на клавишном инструменте (органе или клавесине и их разновидностях), либо на струнно-щипковом (например, на лютне или теорбе), либо эти инструменты могли дополнять друг друга в ансамбле. При этом чаще всего нижний голос дублировался каким-то низким инструментом – как правило, виолончелью. Таким образом, виолончель, с одной стороны, была одним из наиболее востребованных инструментов, но с другой, не так уж часто имела возможность полноправно «заявить о себе» в развернутой сольной партии. Сонаты Вивальди – один из примеров тех произведений, в которых выразительность виолончели как солирующего инструмента проявила себя в полной мере.

Виолончельные сонаты Л. ван Бетховена входят в репертуар Юрия Лоевского уже много лет. В юбилейном концерте прозвучит соната ре мажор op. 102 №2. Две сонаты, входящие в опус, были созданы в 1815 г. и посвящены графине Марии Эрдёди. Графиня и ее супруг были давними друзьями композитора, и фортепианная партия сонат, вероятно, была рассчитана на исполнение графиней. А солирующая партия виолончели, очевидно, предназначалась для виолончелиста-виртуоза из капеллы графа Разумовского Йозефа Линке, с которым Бетховен также встречался в доме Эрдёди. В творчестве Бетховена Вторая виолончельная соната «расположилась» на стыке двух периодов: среднего и позднего. По-бетховенски мужественное и динамичное сонатное Allegro первой части сменяется таинственным Adagio, снабженным почти романтической ремаркой «с большим чувством и страстью». Главная тема Adagio представляет собой стилизацию протестантского хорала; причем не только складом, стилем и ладовыми особенностями, но даже мелодическим рисунком перекликается с некоторыми подлинными образцами немецкой духовной песни, которые Бетховен, конечно, не мог не знать. Хорал переходит в экспрессивное дуэтное ариозо, интонации которого строятся на мотивах главной темы-«хорала». Завершает сонату энергичная, идеально полифонически выстроенная фуга. Такое необычное взаимопроникновение инструментальных и вокальных жанров (как в Adagio), а также «поворот» к полифонии принадлежат к числу основных примет позднего стиля Бетховена.

Сочинения Дмитрия Шостаковича занимают существенное место в репертуаре виолончелистов. Им написаны два концерта для виолончели с оркестром, впервые исполненные Мстиславом Ростроповичем – учителем героя сегодняшнего вечера. Кроме того, виолончели поручены экспрессивные сольные монологи в Четырнадцатой и Пятнадцатой симфониях и весьма значительные, порой выходящие на первый план партии в камерных ансамблях. Первым опытом обращения Шостаковича к инструменту, ставшему впоследствии одним из его любимых, стала Соната для виолончели и фортепиано (1936), результат дружбы и творческого сотрудничества с виолончелистом Виктором Кубацким. Она сразу же завоевала большую симпатию музыкантов, как коллег-композиторов (ее высоко оценил такой требовательный «критик», как Николай Мясковский), так и исполнителей. Желающих исполнять ее было множество, и композитор каждый раз аккомпанировал новому солисту. Эта соната стала первым большим камерным сочинением Шостаковича, проложившим себе дорогу на мировые сцены: среди ее первых исполнителей на Западе стали такие «асы», как Григорий Пятигорский и Пьер Фурнье.

Середина 30-х годов в творчестве Шостаковича была отмечена поворотом к инструментальной музыке. По разным причинам, в том числе и сугубо практического характера, в 20-е годы композитор уделял большое внимание музыке для театра и кино, но позже ситуация изменилась, и сам Шостакович говорил о «большом прорыве в области камерной музыки». В то время активно обсуждались вопросы «реформирования» музыкального языка, и от композиторов негласно требовалось привести его к большей ясности, естественности, простоте восприятия, и, как тогда говорилось, «чистоте». Виолончельная соната написана вполне в русле этой тенденции, однако в ней простота не подменяется, по словам самого Шостаковича, «упрощенчеством», и внешняя консервативность музыкального языка и строения не связана ни в коем случае ни со стилизацией, ни с пошлостью.

Стиль сонаты резко отличается от сочинений, созданных Шостаковичем незадолго до нее, – экспериментальной оперы «Нос» и броских, «агрессивных» фортепианных произведений. Ее можно рассматривать как своего рода дань романтической эпохе, но, несмотря на «консерватизм» музыкального языка, в ней все же ощущаются неповторимые черты музыки Шостаковича. В четырехчастной сонате композитор обращается к классическим формам и традициям (вплоть до венско-классического повторения экспозиции первой части); и в гармонии доминирует диатоническое начало. Романтический характер музыки определяет и выразительная, широкого дыхания главная тема первой части, и лирическая побочная, с переходами виолончели от экспрессивно-благородного низкого тембра к трепетному, нежному высокому регистру, и скерцо, напоминающее о музыке Брукнера, и практически традиционно жанровый финал. При этом музыкальная ткань сонаты графична, скупа и очень далека от типично романтического «многозвучия», лишена «самолюбования» и красивости. В каждой из частей находится место осторожным, тревожным pizzicato и затемненным, закрытым задумчивым монологам, без которых немыслим музыкальный мир Шостаковича. Однако в целом соната остается одним из немногих сочинений композитора, производящих светлое впечатление.

Наталия Абрютина

Похожие концерты:

  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович10/06/2018 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович
  • 16/06/2013. Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра Большого театра15/06/2013 16/06/2013. Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра Большого театра
  • 17/02/2015, Бетховенский зал Большого театра. К 120-летию со дня рождения Пауля Хиндемита. Концерт второй.05/02/2015 17/02/2015, Бетховенский зал Большого театра. К 120-летию со дня рождения Пауля Хиндемита. Концерт второй.
  • “Есть истины в реченьях старины…”. 19/12/2014, Бетховенский зал Большого театра16/12/2014 “Есть истины в реченьях старины…”. 19/12/2014, Бетховенский зал Большого театра
  • 14/10/2014. “Мелодии и ритмы”. Ансамбль скрипачей и ансамбль ударных инструментов Большого театра17/09/2014 14/10/2014. “Мелодии и ритмы”. Ансамбль скрипачей и ансамбль ударных инструментов Большого театра
  • 2014/05/13, Бетховенский зал. “Художник и его модель”11/05/2014 2014/05/13, Бетховенский зал. “Художник и его модель”
  • Мск, 21/06/2011. Максим Пастер (тенор), Яков Кацнельсон (фортепиано). К/ц им. Чайковского16/06/2011 Мск, 21/06/2011. Максим Пастер (тенор), Яков Кацнельсон (фортепиано). К/ц им. Чайковского
  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса26/03/2019 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса

Раздел: виолончель, соната, соната для виолончели и фортепиано, струнные, фортепиано Метки: Антонио Вивальди, Бетховенский зал Большого театра, Дмитрий Шостакович, Людвиг ван Бетховен, Павел Домбровский, Юрий Лоевский

  • Facebook
  • RSS
  • YouTube

Ближайшие концерты

  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 22/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)
  • 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”
  • 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)
  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович

Рубрики

Метки

Александр Калашков Александр Майборода Алексей Корнильев Алексей Раев Андрей Рудометкин Анна Гришина Антонио Вивальди Бетховенский зал Большого театра Борис Лифановский Вера Часовенная Владимир Скляревский Вольфганг Амадей Моцарт Вячеслав Чухнов Густав Малер Дмитрий Лиманцев Дмитрий Шостакович Жан Франсе Игорь Стравинский Илья Соколов Иоганн Себастьян Бах Иоганнес Брамс Карэн Шахгалдян Кирилл Филатов Клод Дебюсси Константин Семенов Любовь Токарева Людвиг ван Бетховен Михаил Цинман Наталья Береславцева Николай Попов Ольга Жмаева Оркестр Большого театра Павел Степин Пауль Хиндемит Петр Кондрашин Петр Чайковский Роберт Шуман Роман Янчишин Сергей Лысенко Сергей Петров Сергей Прокофьев Сергей Рахманинов Ференц Лист Франц Шуберт Яков Кацнельсон
Сайт презентации квартета Большого театра, с которого когда-то начался ChamberMusic.Ru

Производство

ChamberMusic.Ru

RSS ClassicalMusicNews.Ru

  • Лариса Кириллина: «Судьба каждого из русских покровителей Бетховена весьма примечательна и «кинематографична» 05/02/2023
  • Ушел из жизни режиссер Юрген Флимм 04/02/2023
  • Николай Кузнецов даст благотворительный концерт в поддержку Анастасиевской часовни 04/02/2023
  • В Петербурге открыли памятник дирижёру Горковенко 04/02/2023
  • Мировая премьера сочинения Владимира Мартынова – в новой программе Владимира Спивакова 03/02/2023

Copyright &copy 2004-2017, ChamberMusic.Ru
Все права удерживаются