26 марта 2019
Начало в 19.00
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
Камерная музыка Иоганнеса Брамса
I отделение
Иоганнес Брамс
Трио для фортепиано, кларнета и виолончели ля минор, ор. 114
I. Allegro
II. Adagio
III. Andante grazioso
IV. Allegro
Анна Гришина (фортепиано)
Дмитрий Лиманцев (кларнет)
Борис Лифановский (виолончель)
София Губайдулина
«Сад радости и печали»
Николай Попов (флейта)
Наталья Саблина (альт)
Алла Королева (арфа)
II отделение
Иоганнес Брамс
Фортепианный квартет № 1 соль минор, ор. 25
I. Allegro
II. Intermezzo
III. Andante con moto
IV. Rondo alla Zingarese
Анна Гришина (фортепиано)
Роман Янчишин (скрипка)
Наталья Саблина (альт)
Борис Лифановский (виолончель)
Концерт ведет Ирина Башкирева.
На вопрос: «Любите ли вы Брамса?», артисты оркестра Большого театра уже не раз дали уверенный утвердительный ответ. Музыка немецкого композитора-романтика часто звучит на сцене Бетховенского зала. Его камерно-инструментальным сочинениям будет посвящен этот концерт.
Камерная музыка – одна из важнейших сфер творчества Брамса и особенно ему близкая. Всего он оставил двадцать четыре крупных камерно-инструментальных цикла, с участием фортепиано и без: среди них скрипичные и виолончельные сонаты, фортепианный квинтет, трио, квартеты, квинтеты и секстеты.
В разные годы Брамс обращался к жанру фортепианного трио, причем не всегда его «участниками» становились традиционные струнные. Так, в 1856 г. появилось трио ми-бемоль мажор с участием валторны, а в 1891 г. – трио ля минор для фортепиано, виолончели и кларнета. К этому моменту Брамс находился в творческом «тупике»: за предшествовавший год он не создал ни одного крупного произведения и, будучи всегда чрезвычайно требовательным к себе, всерьез задумывался о прекращении композиторской деятельности.
Настоящим спасением для него стала встреча с кларнетистом Мейнингенского оркестра Рихардом Мюльфельдом, замечательным исполнителем, удостоенным Королевской Баварской золотой медали короля Людвига. Кроме Брамса, ему посвящали свои сочинения и многие другие композиторы того времени. Результатом сотрудничества музыкантов стали трио, квинтет, а затем и две сонаты доя кларнета и фортепиано. Первым исполнителем, конечно, и стал сам Мюльфельд, непосредственно способствовавший их появлению на свет.
В трио (впрочем, как и в квинтете) мастерски использованы художественные и технические возможности кларнета. В исполнительской манере Мюльфельда Брамса особенно привлекали мягкость, лиричность, трепет. «Fräulein–Klarinette» («фройляйн» – юная девушка) – такую характеристику для кларнета в его руках придумал сам композитор. Эта составляющая природы инструмента и определила общую направленность образов трио и квинтета: в них преобладает песенно-лирическое, элегическое начало. Такова первая часть трио, написанная в сонатной форме. Не лишенная драматичных и патетических моментов, она все же устремлена не вовне, а в глубь души. Главная и побочная партии не составляют привычного для сонатной формы контраста, они скорее дополняют друг друга. А песенная, светлая заключительная тема, появляясь в репризе в мажоре, словно освещена робкой улыбкой.
Вторая и третья части трио вызывают ассоциации с устоявшимися музыкальными жанрами XIX века – ноктюрном (вторая часть) и венским вальсом (отголосок его легкого дыхания чувствуется в третьей части). Взволнованный, полный сдерживаемой тревоги финал содержит черты венгерского фольклора, который интересовал Брамса еще с юности, с тех пор, как он совершил большое гастрольное турне в качестве концертмейстера своего друга, венгерского скрипача Эде Ременьи, блестящего исполнителя традиционной венгерской и цыганской музыки.
Фортепианный квартет соль минор, созданный в 1861 г., в расцвете лет, принадлежит к числу наиболее популярных произведений Брамса. Исполненный впервые, как и большинство сочинений композитора, Кларой Шуман, он был неоднократно переработан для других инструментальных составов. В том числе Арнольдом Шенбергом – его обработка для оркестра стала впоследствии музыкальной основой для балета Джорджа Баланчина, и Эрнстом Донаньи, сделавшего виртуозную транскрипцию финала квартета для фортепиано соло.
Квартет состоит из четырех частей. В первой – стремительном и патетичном, полном контрастов Allegro – романтическая экспрессия музыкальных тем подчеркнута страстным, иногда граничащим с надрывом звучанием струнных. Вторая часть, Интермеццо, своей внутренней надломленностью и тревогой, а также обилием неожиданных гармонических сдвигов и поворотов в самые отдаленные тональности предвосхищает великие камерные сочинения XX века – Яначека и Сибелиуса. В третьей части, Andante con moto, сочетаются созерцательная тема основного раздела, своей «статью» напоминая философские страницы музыки Бетховена, и сказочно–скерцозная тема трио, вызывающая в воображении фантастические «лесные» образы немецких романтиков. В основе финала (его название – Rondo alla Zingarese, то есть «рондо в цыганском стиле») лежат, как и в основе финала ля–минорного трио, венгерско-цыганские мотивы, вызывающие реминисценции как с подобной музыкой самого Брамса, так и с роскошными и виртуозными Венгерскими рапсодиями Листа. Стремительная, сверкащая смелыми и сияющими переливами брамсовская «рапсодия» Брамса проносится в едином потоке, оставляя ощущение феерии и праздника.
Брамсу приписываются слова:
«Скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку».
Однако уже сама его муза Клара Вик – многодетная мать и вместе с тем выдающаяся пианистка и одаренный композитор – до некоторой степени опровергла это утверждение. А в XX столетии женщины все увереннее и прочнее занимали свои места на музыкальном Олимпе, и одной из действительно выдающихся фигур среди них стала наша современница София Асгатовна Губайдулина, чье имя, без всяких скидок на пол, уже давно вписано в историю музыки.
Ее трио для флейты, альта и арфы имеет название, способное всколыхнуть воображение еще до знакомства с самой музыкой, – «Сад радости и печали». Новое время требовало от композиторов многообразных новых подходов – от нестандартных методов композиции до необычных способов звукоизвлечения. Таинственный и заповедный сад вырастает на глазах у потрясенных слушателей.
Флейта, поначалу звучащая как робкий человеческий голос, то перевоплощается в диковинную птицу, то срывается на катастрофическое рыдание, то переходит на тревожное «рычание» невиданного неземного животного. Альт и арфа, издающие, казалось бы, абсолютно невозможные звуки, в начале пьесы создают впечатление необъятного и далекого космоса, а затем постепенно приобретают понятные нам, почти человеческие черты. Завершается пьеса декламацией стихотворения Франциско Танцера (его произносит один из музыкантов):
«Когда все действительно закончится?
И где настоящий предел?
Все границы очерчены
Будто деревяшкой или каблуком
В земле.
А пока…
Граница здесь.
Все это искусственно.
Завтра сыграем мы
Другую игру».
В концерте примут участие Анна Гришина (фортепиано), Роман Янчишин (скрипка), Дмитрий Лиманцев (кларнет), Николай Попов (флейта), Наталья Саблина (альт), Борис Лифановский (виолончель) и Алла Королева (арфа).
Наталия Абрютина