23 декабря 2014
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
Оркестр Большого театра в лицах
Три портрета
В. А. Моцарт
Квинтет для кларнета и струнного квартета ля мажор, KV 581
Дмитрий Лиманцев (кларнет)
Александр Майборода (скрипка)
Гайк Заргарян (скрипка)
Алексей Яненко (альт)
Петр Кондрашин (виолончель)
В. А. Моцарт
Квинтет для валторны и струнных ми-бемоль мажор, KV 407
Артур Арзуманов (валторна)
Валерия Арзуманова (скрипка)
Ольга Жмаева (альт)
Татьяна Файн (альт)
Константин Шимарев (виолончель)
Э. Дюпюи
Квинтет для фагота и струнного квартета
Андрей Рудометкин (фагот)
Александр Майборода (скрипка)
Гайк Заргарян (скрипка)
Илья Соколов (альт)
Борис Лифановский (виолончель)
Тройной портрет духовых на фоне струнных
Программа очередного концерта цикла «Оркестр Большого театра в лицах» соединяет имена Вольфганга Амадея Моцарта и его младшего современника — уроженца Швейцарии композитора Эдуарда Дюпюи (1770-1822). Сегодня это имя едва ли известно широкой публике; между тем, его следует назвать в числе наиболее оригинальных музыкантов своей эпохи. Обладатель разностороннего дарования — певец, скрипач, композитор и дирижер, он бóльшую часть жизни прожил в скандинавских странах (Дании и Швеции), где прославился, прежде всего, исполнением музыки Моцарта. Автор опер, вокальных сочинений и скрипичных концертов, он также уделил внимание духовым инструментам. Квинтет для фагота и струнного квартета принадлежит к его наиболее жизнеспособным сочинениям. Благородство и классическая стройность музыкальной мысли, драматическая выразительность в духе «Бури и натиска», в некоторых местах достигающая большой силы, позволяют этому сочинению достойно выдержать сравнение с духовыми ансамблями Моцарта.
Квинтет для валторны и струнного квартета стал первым сочинением, написанным Моцартом для своего друга — выдающегося валторниста Йозефа Лойтгеба (для него же сочинен концерт для валторны KV412). Законченный в 1782 г., на второй год после того, как композитор окончательно переселился в Вену, валторновый квинтет еще связан с «серенадно-дивертисментной» традицией бытовой музыки; партия солиста имеет ярко выраженный концертный характер.
В совсем другие сферы увлекает нас музыка Квинтета для кларнета и струнных (этим тембром Моцарт увлекся в последние годы жизни). Это сочинение (как и Кларнетовый концерт) вызвало к жизни знакомство Моцарта с кларнетистом Антоном Штадлером («Штадлер-квинтет» — так и называет автор свое произведение в письмах). Не только в камерной и концертной музыке, но и в «Волшебной флейте», и в «Реквиеме» Моцарт открывает в звучании кларнета особые краски — хотя в квинтете, по замечанию Альфреда Энштейна, кларнет выступает, скорее, как «первый среди равных».
В концерте принимают участие солисты оркестра Большого театра России — лауреаты международного конкурса Дмитрий Лиманцев (кларнет) и руководитель проекта «Фагот+» Андрей Рудометкин, а также артист оркестра Артур Арзуманов. В концерте участвуют концертмейстеры струнной группы оркестра — Ольга Жмаева (альт), Илья Соколов (альт), Петр Кондрашин (виолончель) Борис Лифановский (виолончель), заместитель концертмейстера Александр Майборода (скрипка), артисты оркестра Валерия Арзуманова (скрипка), Гайк Заргарян (скрипка), Татьяна Файн (альт), Алексей Яненко (альт) и Константин Шимарев (виолончель).
Борис Мукосей
Билеты в кассах Большого театра и на сайте
Добавить комментарий