ChamberMusic.Ru

Концерты камерной музыки в Москве

  • Главная страница
  • Что здесь происходит?
  • Наши артисты

16/12/2014. “Фагот в музыке французских композиторов”

15/12/2014 Оставьте комментарий

16/12/2014. Фагот в музыке французских композиторов

16/12/2014. Фагот в музыке французских композиторов

16 декабря 2014
Начало в 19.00
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)

«Фагот в музыке французских композиторов»

1 отделение

Жак Ибер. “Арабеска”
Андрей Локаленков (фагот)
Марина Тяхт (фортепиано)

Франсуа Девиен. Квартет соль минор для фагота, скрипки, альта и виолончедли, 2-я и 3-я части
Андрей Локаленков (фагот), Владимир Скляревский (скрипка) Екатерина Котомина (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель)

Франсис Пуленк. Соната для кларнета и фагота
Сергей Петров (кларнет)
Алексей Бажалкин (фагот)

Александр Тансман. Сонатина для фагота и фортепиано
Андрей Локаленков (фагот)
Марина Тяхт (фортепиано)

2 отделение

Морис Равель. Пьеса в стиле хабанеры для фагота и фортепиано
Алексей Бажалкин (фагот)
Марина Тяхт (фортепиано)

Марсель Бич. Концертино для фагота и фортепиано
Дмитрий Плотников (фагот)
Марина Тяхт (фортепиано)

Жан Франсе. Дивертисмент для фагота и струнного квинтета
Андрей Локаленков (фагот), Владимир Скляревский (скрипка), Екатерина Бутакова (скрипка), Екатерина Котомина (альт), Вячеслав Чухнов (виолончель), Кирилл Носенко (контрабас)

Андре Жоливе. Концерт для фагота, камерного оркестра, арфы и фортепиано
Алексей Бажалкин (фагот), Татьяна Осколкова (арфа), Надежда Демьянова (фортепиано)

Камерный оркестр Большого театра
Дирижер – Михаил Цинман

Билеты в кассах Большого театра и на сайте

Французская музыка для фагота

И вновь солисты оркестра Большого театра демонстрируют мастерство сольного и ансамблевого музицирования. На этот раз героем концерта станет инструмент деревянной духовой группы — фагот; в программе прозвучат сочинения французских композиторов.

Музыка Франции — оперная и балетная, симфоническая, фортепианная, вокальная — на первый взгляд, известна у нас достаточно широко. Однако предлагаемый концерт раскроет для нас менее знакомый ее пласт.

«Французский Моцарт» — так современники называли Франсуа Девьена. Разностороний музыкант, композитор и педагог, он владел несколькими инструментами, однако наибольших успехов добился в игре на флейте и фаготе. Поступив в 1779 г. в прославленный оркестр Парижского оперного театра (тогда Королевской академии музыки), он вскоре занял место первого фаготиста; был профессором открытой в 1795 г. Парижской консерватории.Многочисленные сонаты, ансамбли и концертные симфонии для духовых инструментов Девьена пользовались большой известностью при жизни; в последние десятилетия они снова привлекают внимание исполнителей.

В первой половине ХХ века интерес к духовым инструментам вспыхивает у французских композиторов с новой силой. Во многом это происходит благодаря Игорю Стравинскому, автору «Октета» для духовых и ряда других сочинений, возрождающих старинный принцип «концертирования» как ансамблевого соревнования инструментов.

Классик французского музыкального импрессионизма Морис Равель не создал сольной музыки для фагота. Однако в концерте прозвучит его Вокализ-этюд в форме хабанеры, соч. 51 (1907 г.) — эта вокальная пьеса, сочинявшаяся в один год с «Испанской рапсодией» и оперой «Испанский час», известна во множестве переложений для струнных и духовых инструментов.

Композитор, дирижер и пианист польско-еврейского происхождения Александр Тансман бóльшую часть жизни провел во Франции. (Дружеские и творческие контакты связывали его с выдающимися деятелями искусства ХХ века — Морисом Равелем, Арнольдом Шенбергом, Игорем Стравинским, Джорджем Гершвиным, Андресом Сеговией и Чарли Чаплиным). Тем не менее, в композиторском творчестве он не потерял собственной индивидуальности, оставаясь верным национальным корням. Сонатина для фагота и фортепиано была написана в 1952 г, по возвращении композитора в Париж из США после Второй мировой войны.

Один из самых ярких представителей французской «Группы Шести» («Les Six»), Франсис Пуленк тяготел к музыке для деревянных духовых на протяжении всего творческого пути, порой используя не совсем обычные их сочетания. Юношеская соната для кларнета и фагота (1922 г.) была пересмотрена им в 1945 г. Камерная музыка Пуленка, отличаясь светлым лирическим характером и обаятельным мелодизмом, словно следует совету Клода Дебюсси: «Французская музыка стремится прежде всего доставлять удовольствие!»

Этого же принципа придерживался в своем творчестве Жан Франсе. Талантливого музыканта еще подростком отметил Морис Равель. Представитель знаменитой композиторской школы Нади Буланже, Франсе писал музыку в самых разных жанрах и формах — от масштабных ораториальных опусов до небольших пьес, включая камерные сочинения для всех оркестровых инструментов, написанные в традициях «неоклассицизма». Дивертисмент для фагота и струнного квинтета был закончен Жаном Франсе в 1942 г., и посвящен одному из лучших фаготистов ХХ столетия, солисту Лондонского симфонического оркестра и оркестра театра Ковент-Гарден Уильяму Уотерхаузу.

Современник композиторов «Группы Шести» Жак Ибер, учившийся в Парижской консерватории на одном курсе с А. Онеггером и Д. Мийо, известен нам прежде всего как автор музыки к знаменитому фильму «Дон Кихот» (1932) с участием Федора Шаляпина. Между тем, Ибер проявил себя в различных областях музыки, испытывая особый интерес к сольным и ансамблевым произведениям для духовых инструментов. «Арабеска» для фагота и фортепиано носит подзаголовок «Carignane» (сорт винного винограда испанского происхождения) и отличается ритмическим задором и «терпкостью» звучания.

Другой известный представитель французской музыки — Андре Жоливе — принадлежал к группе композиторов «Молодая Франция», возглавляемой Оливье Мессианом и во многом противопоставившей себя «Шести». Бóльшая часть творческого пути Жоливе прошла под знаком изучения культуры Африки и Юго-Восточной Азии («Гогеном в музыке» назвал Жоливе один из музыкальных критиков). Композитор сочетал интерес к европейской полифонии эпохи Возрождения, магическим символам восточных культов и подлинно французскому духу театральности в самом широком его понимании. Концерт для фагота, струнных, арфы и фортепиано (1954 г.) относится к позднему периоду творчества Жоливе, когда увлечение Востоком сменилось повышенным вниманием к традициям национальной культуры.

Композитор следующего поколения — Марсель Бич, вошедший в мир французской музыки во второй половине 1940-х гг., заслужил известность выдающегося музыковеда и теоретика. В своих произведениях Бич уделял особое внимание духовым инструментам, стремясь расширить их технические и эмоционально-образные возможности. Концертино для фагота и фортепиано, принадлежащее к раннему творческому периоду, было закончено в 1948 г. и посвящено крупнейшему французскому фаготисту прошлого века, профессору Национальной консерватории в Париже Гюставу Дерену.

Французская музыка для фагота прозвучит в исполнении солистов оркестра Большого театра Андрей Локаленкова и Алексея Бажалкина, а также артиста оркестра Дмитрия Плотникова. В концерте примут участие солист оркестра Сергей Петров (кларнет), артисты оркестра Татьяна Осколкова (арфа), Надежда Демьянова (фортепиано), а также струнный квинтет и камерный оркестр Большого театра (дирижер — Михаил Цинман). Партия фортепиано — Марина Тяхт.

Похожие концерты:

  • 12/02/2014, Мск, Бетховенский зал Большого театра. “Музыка французских композиторов”30/12/2013 12/02/2014, Мск, Бетховенский зал Большого театра. “Музыка французских композиторов”
  • 6/12/2012, Мск, Бетховенский зал Большого театра. “От 1 до 10”22/11/2012 6/12/2012, Мск, Бетховенский зал Большого театра. “От 1 до 10”
  • 24/04/2015. Бетховенский зал Большого театра. “Clarnetissimo!”24/04/2015 24/04/2015. Бетховенский зал Большого театра. “Clarnetissimo!”
  • Мск, 31/10/2013, Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра ГАБТ31/10/2013 Мск, 31/10/2013, Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра ГАБТ
  • 22/10/2013. Бетховенский зал Большого театра. “Хрипун, удавленник.. ФАГОТ!”12/10/2013 22/10/2013. Бетховенский зал Большого театра. “Хрипун, удавленник.. ФАГОТ!”
  • 23/04/2013, Бетховенский зал. Алексей Раев (валторна), Андрей Рудометкин (фагот). Из цикла “Деревянные духовые оркестра Большого театра”. Концерт второй16/04/2013 23/04/2013, Бетховенский зал. Алексей Раев (валторна), Андрей Рудометкин (фагот). Из цикла “Деревянные духовые оркестра Большого театра”. Концерт второй
  • 30/10/2012. Бетховенский зал Большого театра России. Играют солисты оркестра Большого театра15/10/2012 30/10/2012. Бетховенский зал Большого театра России. Играют солисты оркестра Большого театра
  • Мск, 14/11/2011. Камерный зал МГАФ. “Бах+”. Солисты оркестра Большого театра10/11/2011 Мск, 14/11/2011. Камерный зал МГАФ. “Бах+”. Солисты оркестра Большого театра

Раздел: альт, арфа, виолончель, деревянные духовые, квинтет, кларнет, скрипка, фагот, фортепиано Метки: Александр Тансман, Алексей Бажалкин, Андре Жоливе, Андрей Локаленков, Бетховенский зал Большого театра, Владимир Скляревский, Вячеслав Чухнов, Дмитрий Плотников, Екатерина Бутакова, Екатерина Котомина, Жак Ибер, Жан Франсе, Камерный оркестр Большого театра, Кирилл Носенко, Марина Тяхт, Марсель Бич, Михаил Цинман, Морис Равель, Надежда Демьянова, Сергей Петров, Татьяна Осколкова, Франсис Пуленк, Франсуа Дивьен

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • Facebook
  • RSS
  • YouTube

Ближайшие концерты

  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 22/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)
  • 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”
  • 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)
  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович

Рубрики

Метки

Александр Калашков Александр Майборода Алексей Корнильев Алексей Раев Андрей Рудометкин Анна Гришина Антонио Вивальди Бетховенский зал Большого театра Борис Лифановский Вера Часовенная Владимир Скляревский Вольфганг Амадей Моцарт Вячеслав Чухнов Густав Малер Дмитрий Лиманцев Дмитрий Шостакович Жан Франсе Игорь Стравинский Илья Соколов Иоганн Себастьян Бах Иоганнес Брамс Карэн Шахгалдян Кирилл Филатов Клод Дебюсси Константин Семенов Любовь Токарева Людвиг ван Бетховен Михаил Цинман Наталья Береславцева Николай Попов Ольга Жмаева Оркестр Большого театра Павел Степин Пауль Хиндемит Петр Кондрашин Петр Чайковский Роберт Шуман Роман Янчишин Сергей Лысенко Сергей Петров Сергей Прокофьев Сергей Рахманинов Ференц Лист Франц Шуберт Яков Кацнельсон
Сайт презентации квартета Большого театра, с которого когда-то начался ChamberMusic.Ru

Производство

ChamberMusic.Ru

RSS ClassicalMusicNews.Ru

  • Лариса Кириллина: «Судьба каждого из русских покровителей Бетховена весьма примечательна и «кинематографична» 05/02/2023
  • Ушел из жизни режиссер Юрген Флимм 04/02/2023
  • Николай Кузнецов даст благотворительный концерт в поддержку Анастасиевской часовни 04/02/2023
  • В Петербурге открыли памятник дирижёру Горковенко 04/02/2023
  • Мировая премьера сочинения Владимира Мартынова – в новой программе Владимира Спивакова 03/02/2023

Copyright &copy 2004-2017, ChamberMusic.Ru
Все права удерживаются