Клуб и театр “Мастерская”
Начало в 19.00
Схема проезда
Солисты оркестра Большого театра России
Борис Лифановский (виолончель)
Заслуженная артистка России
Вера Часовенная (фортепиано)
Иоганнес Брамс. Соната для виолончели и фортепиано №1, ми минор, op. 38
Густав Малер. Песни странствующего подмастерья. Переложение для виолончели и фортепиано Виктора Полторацкого
Вера Часовенная родилась в Перми. Окончила Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова и аспирантуру по классу профессора Г. М. Бузе. В течение пяти лет работала концертмейстером в классе Мстислава Ростроповича.
С 1977 года – солистка оркестра Государственного академического Большого театра СССР.
В 1985 году получила звание Заслуженной артистки России.
Вера Часовенная принимала активное участие в деятельности ансамбля солистов Большого театра под руководством выдающегося современного дирижера Александра Лазарева. С этим коллективом она осуществила значительное число записей и провела огромное количество концертов в СССР и за рубежом.
В течение всей жизни Вера Часовенная совмещает оркестровую работу с регулярными выступлениями в составе различных камерных ансамблей, сотрудничая со многими замечательными музыкантами. Например, хорошо известен был ее дуэт со скрипачом Альбертом Марковым. Одно из самых ярких партнерств в ее творческой жизни – и один из лучших российских сонатных дуэтов – дуэт с виолончелистом Юрием Лоевским.
Прочитайте интервью с Верой Часовенной
Борис Лифановский родился в Москве. Окончил Московскую консерваторию им. П.И.Чайковского (2000, класс виолончели профессора К.В.Родина) и аспирантуру (2002, класс камерного ансамбля профессоров Т.А.Гайдамович и А.З.Бонудрянского).
В 1999-2001 – артист оркестра Мариинского театра. С 2002 – артист оркестра Большого театра России. С 2007 – солист оркестра.
С 1996 по 2005 – участник “Академ-трио” (вместе с Я.Кацнельсоном (фортепиано) и И.Петуховой (скрипка)). В составе ансамбля – лауреат Всероссийского и международного конкурсов. Регулярно выступает как солист и ансамблист.
Автор книги “Интернет для музыканта”. В качестве журналиста сотрудничает с
рядом российских и зарубежных изданий.
Создатель интернет-портала ForumKlassika.Ru.
Виктор Александрович Полторацкий (1949 – 1985)
Композитор и пианист, потомок дворянского рода Полторацких, родился в 1949 г. в г. Тбилиси. Его прапрадед Марк Федорович Полторацкий, сын соборного протоиерея в г. Полтаве, за высокие достижения в музыке был пожалован императрицей Елизаветой Петровной потомственным дворянством и назначен директором Придворной певческой капеллы, которую возглавлял более тридцати лет до конца жизни. Он был первым русским артистом, выступавшем на оперной сцене в Италии и Петербурге наравне с прославленными итальянскими певцами.
Наследственная музыкальная одаренность композитора проявилась очень рано. Самым первым его педагогом была его мать, замечательная пианистка, заслуженный педагог Грузии – Татьяна Викторовна Полторацкая. Уже с пятилетнего возраста он начал заниматься в Тбилисской ЦМШ по классу скрипки у проф. Б.Чиаурели. Но, когда обнаружились явные способности к композиции, рояль вытеснил скрипку, и в 7 лет мальчик был переведен на фортепианное отделение в класс заслуженного педагога Грузии Е.В.Чернявской и по композиции в класс Александра Шаверзашвили. После знакомства с Д.Б.Кабалевским, который был поражен незаурядным талантом юного пианиста и композитора, семья переехала в Москву, где занятия продолжились в московской государственной консерватории у проф. Т.П.Николаевой (фортепиано) и Д.Б. Кабалевского (композиция).
Композиторский дебют состоялся в 1968 году. Выдающийся дирижер Б.Хайкин, под управлением которого Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и Центрального телевидения исполнил Симфониетту в 4-х частях, так охарактеризовал это выступление: «Это сочинение, созданное, когда автору было всего 16 лет, отмечено непосредственностью и свежестью мелодического языка, колоритностью использования оркестровых красок, изяществом и пластической гибкостью, настоящей свободой в развитии тематического материала».
Блестящий пианист-виртуоз, Виктор Полторацкий написал для фортепиано 24 прелюдии и фуги (ор.16. ор.17) – яркий вклад в жанр полифонии ХХ века; «Музыку отдыха» , опусы 29 и 30 («24 салонные пьесы») – синтез классической формы и джаза, сохранившиеся в авторском исполнении.
Полторацкий писал много инструментальных сочинений для своих друзей и коллег. Как правило, по их заказу. Так, для Владимира Спивакова он создал скрипичный концерт, для братьев Валентина и Григория Фейгиных, с которыми В. Полторацкий много концертировал по России и за рубежом в качестве пианиста и записал множество ансамблей на студии «Мелодия», – фортепианное трио, а также виолончельные и скрипичные сонаты; для своей жены Ларисы Шилюк, ученицы основателя русской альтовой школы, профессора Московской консерватории В.В. Борисовского (1900 – 1972) – альтовый концерт. По просьбе Борисовского были написаны аккомпанементы к трем сюитам М. Регера (ор.131) для альта соло, а 1-я Сюита специально оркестрована для Юрия Башмета. Для ансамбля солистов Большого театра Полторацкий написал концерт для тромбона и камерного оркестра и многое другое.
Редкие душевные качества, незаурядная эрудиция, благородный ум в сочетании с удивительной простотой ярко проявлялись в его творчестве и привлекали к нему людей. Циклы пьес для детей отмечены ясностью и чистотой языка, «бисовки» для концертирующих друзей остроумны и ярки. Последние годы жизни и творчества связаны с камерным оркестром «Виртуозы Москвы», одним из создателей которого он был и для которого писал концертные пьесы, получившие широкую популярность (например, «Сувенир» – специально для В. Спивакова). Композитор сделал более 100 обработок, в т.ч. 24-х прелюдий Д. Шостаковича, которые были исполнены в БЗК в 1996 году.
Виктор Полторацкий скоропостижно скончался во время гастролей в г. Будапеште на 37-м году жизни.
Малер. Песни странствующего подмастерья для виолончели и фортепиано. Переложение Виктора Полторацкого.
1. WennmeinSchatzHochzeitmacht
Когда моя любовь выйдет замуж
http://www.lifanovsky.com/mp3/mahler…asovennaya.mp3
2. Ging heut morgen uebers Feld
Шел я этим утром по полю
http://www.lifanovsky.com/mp3/mahler…asovennaya.mp3
3. Ich hab’ ein gluehend Messer
У меня есть острый нож
http://www.lifanovsky.com/mp3/mahler…asovennaya.mp3
4. DiezweiblauenAugenvonmeinemSchatz
Голубые глазки моей любимой
Добавить комментарий