10 мая 2017
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
“Оркестр Большого театра в лицах”
I отделение
Фриц Крейслер
«Маленький венский марш»
«Синкопы»
Сирил Скотт — Фриц Крейслер
«В стране лотоса», op. 47 №1
Ольга Кочнева (скрипка)
Борис Шаев (фортепиано)
Леопольд Годовский — Яша Хейфец
«Старая Вена»
Ольга Кочнева (скрипка)
Борис Шаев (фортепиано)
Габриэль Форе
«Бабочка», op. 77
Александр Кашин (виолончель)
Полина Федотова (фортепиано)
Генрик Венявский
Блестящий полонез, op. 21 №2
Ашот Гаспарян (скрипка)
Андрей Стукалов (фортепиано)
Ференц Лист
«Грезы любви»
Елизавета Симоненко (арфа)
Пауль Хиндемит
Дуэт для альта и виолончели
Александр Балашов (альт)
Владимир Стрельцов (виолончель)
Камиль Сен-Санс – Эжен Изаи
Этюд в форме вальса, op. 52 №6
Алексей Колбин (скрипка)
Ника Лундстрем (фортепиано)
Эжен Изаи
«Дружба», ор.26
Поэма для двух скрипок и фортепиано
Роман Филиппов (скрипка)
Георгий Мнацаканян (скрипка)
Андрей Стукалов (фортепиано)
II отделение
Богуслав Мартину
Дуэт для скрипки и альта №2: I часть, H. 371
Нонна Маничева (скрипка)
Дина Жукова (альт)
Генрик Венявский
«Воспоминание о Москве»
Фантазия на две песни А. Варламова, ор. 6
Надежда Остапенко (скрипка)
Надежда Сергеева (арфа)
Богуслав Мартину
Вариации на тему Россини, Н. 290
Арсений Безносиков (виолончель)
Алина Смирнова (фортепиано)
Генри Клинг
«Слон и комар»
Елена Митрофанова (флейта-пикколо)
Геннадий Борисов (контрабас)
Борис Шаев (фортепиано)
Луи Баллерон
«Шумная птица»
Елена Митрофанова (флейта-пикколо)
Борис Шаев (фортепиано)
Пабло де Сарасате
«Наварра», ор. 33
Надежда Будницкая (скрипка)
Анна Яновская (скрипка)
Борис Шаев (фортепиано)
Под сенью струнных
Очередной концерт из цикла «Оркестр Большого театра в лицах»!
На сей раз тон в концерте задают струнные. В программе из пятнадати номеров большую часть занимают произведения скрипичей-виртуозов XIX и XX веков – Фрица Крейслера, Генрика Венявского, Яши Хейфеца, Эжена Изаи, Пабло де Сарасате. Многие из скрипачей сочиняли пьесы для собственных же концертов, и в ряде случаев до нас дошли сделанные ими же записи. Услышать, как звучала скрипка в начале века XX, можно на примере записей Фрица Крейслера. Познакомиться с ними перед концертом стоит хотя бы ради того, чтобы уловить непривычное для современного уха rubato и потом сравнить эти ощущения на концерте, встретившись лицом к лицу с современной традицией скрипичного исполнительства.
Хронологический принцип в программе уступает тематическому – по сути, это палитра вкусов и предпочтений каждого из артистов. Анахронизмы и странные стилистические сочетания здесь никого не удивят: в один вечер прозвучат ставший шлягером ноктюрн «Грезы любви», написанный романтиком Ференцем Листов в 1850 г., и «Вариации на тему Россини» для виолончели и фортепиано» Богуслава Мартину (1942 г.). В программу включены также произведения Пауля Хиндемита, Габриэля Форе и Пабло де Сарасате.
Концерт откроет проверенный временем дуэт скрипачки Ольги Кочневой и пианиста Бориса Шаева – они исполнят произведения Фрица Крейслера, навеянные духом старой Вены. От ностальгических настроений зрителей избавят виолончелист Александр Кашин и Полина Федотова (фортепиано). Они сыграют небольшую пьесу Габриэля Форе – свою «Бабочку» автор долго не хотел выпускать в свет, пытаясь убедить своего издателя в неуместности такого названия.
Французскую «линию» продолжает бельгиец Эжен Изаи – блестящий скрипач, дирижер и композитор. В 1900 г. Изаи выпустил собственное переложение для скрипки и фортепиано «Этюда в форме вальса» – фортепианной пьесы, написанной его другом Камилем Сен-Сансом. На концерте свою интерпретацию этого произведения представят Алексей Колбин (скрипка) и Ника Лундстрем (фортепиано). Скрипачи Роман Филиппов и Георгий Мнацаканян и пианист Андрей Стукалов выбрали для исполнения поэму Изаи «Дружба». Некую программность, наличие которой можно было бы заподозрить в этой импрессионисткой поэме, выражена разве что в посвящении Теодору Линденлаубу – другу Изаи, музыкальному критику парижской газеты «Le Temps».
В концерте прозвучат два произведения Богуслава Мартину, крупнейшего композитора XX века, – первая часть Дуэта для скрипки и альта №2 в исполнении Нонны Маничева (скрипка) и Дины Жуковой (альт) и «Вариации на тему Россини» Арсений Безносиков (виолончель) и Алина Смирнова (фортепиано).
Переложение «Грез любви» Листа для арфы исполнит Елизавета Симоненко. А в исполнении Елены Митрофановой (флейта-пикколо) прозвучат пьеса «Слон и комар», написанная валторнистом Генри Клингом, и Шумная птица», полька-рондо, насыщенная виртуозными пассажами и ставшая единственным хитом французского композитора Луи Баллерона, флейтиста оркестра Комической оперы в Париже и автора многочисленных полек и мазурок.
Полина Дорожкова