4 апреля 2017
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
“Кларнет и Фагот. Дружба и соперничество”
I отделение
Карл Стамиц
Концерт для кларнета и фагота с оркестром си-бемоль мажор
I. Allegro moderato
II. Andante moderato
III. Rondo
Сергей Петров (кларнет)
Андрей Рудометкин (фагот)
Вольфганг Амадей Моцарт
Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, K. 622
I. Allegro
II. Adagio
III. Rondo. Allegro
Сергей Петров (кларнет)
II отделение
Франц Бервальд
Концертная пьеса для фагота с оркестром фа мажор, соч. 2
Андрей Рудометкин (фагот)
Феликс Мендельсон-Бартольди
Концертштюк № 2 для двух кларнетов с оркестром ре минор, соч. 114
Сергей Петров (кларнет)
Михаил Меринг (кларнет)
Игорь Фролов
Концертная фантазия на темы из оперы Гершвина «Порги и Бесс»
Переложение для кларнета и фагота с оркестром
Сергей Петров (кларнет)
Андрей Рудометкин (фагот)
Камерный оркестр Большого театра
Дирижер — Михаил Цинман
И дружба, и соперничество
Каждый инструмент деревянной духовой группы – будь то флейта, кларнет, гобой или фагот – обладает яркой тембровой индивидуальностью и особыми, только ему присущими выразительными возможностями. Поэтому ансамбль духовых – это всегда и союз, и соперничество равноправных партнеров. Ансамбль кларнета и фагота не является исключением. Светлый и теплый тембр кларнета и густой, насыщенный обертонами «голос» фагота отлично дополняют друг друга, а техника игры на обоих инструментах позволяет исполнителям соревноваться в мастерстве практически на равных.
Все это, очевидно, понимал еще в XVIII веке Карл Стамиц, автор ставшего репертуарным Концерта для кларнета и фагота с оркестром. Стамиц принадлежал к так называемой «мангеймской школе» композиторов, оставившей заметный след в развитии европейской инструментальной музыки. «Мангеймцы» повлияли и на творчество В. А. Моцарта, современником которого был Стамиц. Концерт Стамица – традиционное произведение раннего классицизма. Все три его части отмечены уверенным мажорным тоном, выражающим оптимистичное мировоззрение той эпохи. Разнообразие вносят темповые контрасты частей – активной и действенной первой, спокойной лирической второй и оживленно-танцевальной третьей.
Концертштюк для кларнета и бассетгорна Феликса Мендельсона (1830 г.) близок концерту Стамица количеством внутренних частей и радостным, «ласковым» настроением финала. Но в первом разделе этой пьесы не обошлось без типичного для Мендельсона предельно взволнованного, даже несколько нервного звучания. Вторая часть интересна необычным ансамблевым решением: мелодия в ней почти полностью отдана кларнету, в то время как бассетгорн исполняет фигурационный аккомпанемент. Роль фортепиано здесь сведена к минимуму – оно лишь поддерживает солистов редкими аккордами. Концертштюк был написан для дуэта Берманов – отца и сына. Карл Берман-старший позже выполнил оркестровку этого сочинения. В концерте прозвучит переложение пьесы для двух кларнетов.
Конечно, гораздо больше литературы создавалось для кларнета и фагота как солирующих инструментов, чем для их ансамбля. Произведения для кларнета с сопровождением оркестра или фортепиано писали Феликс Мендельсон, Карл Мария Вебер, Людвиг Шпор, Иоганнес Брамс, Джоаккино Россини. Кларнетом восхищался Вольфганг Амадей Моцарт, он одним из первых оценил возможности тогда еще мало известного инструмента и использовал его практически во всех музыкальных жанрах, немало способствуя распространению «новичка». Концерт для кларнета с оркестром (1791 г.) Моцарт создал для своего друга и замечательного кларнетиста Антона Штадлера, которому несколькими годами ранее посвятил также Квинтет для кларнета и струнных.
Концертная пьеса (Концертштюк) для фагота с оркестром (1827 г.) написана шведским композитором Францем Бервальдом, жившим в одно время с Россини, но далеким от его феерической славы. Творчество Бервальда не встречало понимания на родине, и практически всю жизнь он вынужден был искать заработка в «немузыкальных» занятиях (так он освоил профессии ортопеда и руководителя стекольной мастерской). Между тем музыка его вполне оригинальна и свободна от стандартных решений, о чем можно судить по Концертштюку. Он начинается с обычного в пьесах такого рода композиционного хода: броская главная тема сменяется лирической побочной, затем следует развивающий раздел. Однако здесь Бервальд вводит вариации на новую тему – как бы самостоятельный цикл внутри одночастного произведения. После репризы главной темы следует эффектная кода, в которой фагот демонстрирует все свои технические возможности.
Последним произведением программы, в котором кларнет и фагот снова объединятся в ансамбле, станет Фантазия российского композитора Игоря Фролова на темы из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс». Игорь Фролов (1937-2013) – скрипач, педагог и композитор, профессор кафедры скрипки Московской консерватории, народный артист России. Его Фантазия, в оригинале – для скрипки с оркестром, была написана в 1983 г. и получила широкую известность. В 2008 г. появилась обработка Фантазии для кларнета и фагота, созданная Натальей Фроловой. В произведении звучат наиболее яркие мелодии из оперы-хита Гершвина: тема дуэта Порги и Бесс «Bess, you is my woman now», песенка Порги «I got plenty o’ nutting», песенка Спортинг-Лайфа «It ain’t necessarily so» и, конечно же, знаменитая колыбельная Клары «Summertime».
Оксана Усова
Добавить комментарий