14 апреля 2017
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
“Скрипка и арфа в камерном репертуаре“
I отделение
Эрнест Шоссон. Поэма для скрипки c оркестром, ор. 25. Переложение для скрипки и фортепиано
Сергей Прокофьев. Соната для скрипки и фортепиано №1 фа минор, op. 80
Владлен Ованесьянц (скрипка)
Олег Худяков (фортепиано)
II отделение
Альфред Шнитке. Соната для скрипки и фортепиано №1, op. 30
Александр Майборода (скрипка)
Александра Федорова (фортепиано)
Анри Далье. «Созерцание» для скрипки, арфы и фортепиано
Александр Глазунов. Большое адажио из балета «Раймонда»
Петр Чайковский. Русский танец из балета «Лебединое озеро»
Анжело Франсис Пинто. «Идеал». Интермеццо для скрипки, арфы и органа
Маргарет Хоберг. «Спокойствие». Трио для арфы, скрипки и органа
Надежда Остапенко (скрипка), Надежда Сергеева (арфа), Олеся Кравченко (фортепиано)
Концерт ведет Ирина Башкирева
Голос арфы и голос скрипки
Семейство струнных инструментов обширно и многообразно. В него входят представители самых разных «национальностей», размеров и форм: балалайка и гитара, сямисэн и банджо, виоль д’амур и колесная лира. Два инструмента, которые окажутся в центре внимание в концерте, также весьма различны по своему устройству: скрипка представляет группу струнных смычковых, арфа – струнных щипковых. Но и та, и другая имеют своих горячих поклонников и почитателей как со стороны слушателей, так и среди композиторов и исполнителей. Первую половину программы составили произведения для солирующей скрипки с сопровождением фортепиано: Поэма Эрнеста Шоссона, сонаты Сергея Прокофьева и Альфреда Шнитке. Поэма Шоссона для скрипки с оркестром (1896) – произведение из «золотого» скрипичного репертуара. Своей популярностью она, вероятно, обязана ярким скрипичным темам и их эмоционально насыщенному развитию. Две основные темы дополняют друг друга: первая, повествовательная, является своеобразным эпическим зачином, а в чувственной второй раскрывается интимный лирический мир автора.
В отличие от Поэмы Шоссона в Первой сонате Прокофьева сталкиваются противоположные, даже полярные музыкальные образы. Четырехчастный цикл сонаты не вполне обычен: первая часть, которая обыкновенно бывает подвижной, написана в крайне сдержанном темпе и с выраженным «мистическим» звучанием. Ремарка freddo – «холодно» – отмечает эпизод с мерцающими вихревыми пассажами скрипки на фоне строгих аккордов фортепиано. Вся вторая часть определяется иной ремаркой – brusco, по-итальянски – «грубо», «резко». Начало части звучит с нешуточным напором и силой, затем возникает светлая и уверенная побочная тема – образец прокофьевской лирики. Третья часть близка первой умеренным темпом, но она гораздо более прозрачна и «невесома». Заканчивается соната быстрым финалом с причудливо меняющимся размером, в конце которого вновь звучат загадочные вихревые пассажи из первой части.
Первая соната Шнитке в чем-то близка прокофьевской – это тоже четырехчастный цикл с небыстрой первой частью и моторным финалом, с контрастами тем и тематическими реминисценциями. Однако у Шнитке те же драматургические средства воплощают совершенно иную концепцию, в которой уже нет прокофьевской сказочной «жутковатости», но есть выражение реального страха и опустошительного гротеска. В этой сонате Шнитке опробует новую для себя технику композиции – додекафонию: вместо традиционной темы-мелодии композитор опирается на «серию» из двенадцати неповторяющихся звуков. Такая серия звучит в первой части у солирующей скрипки, и она же завуалировано присутствует во всех элементах фактуры. Свои серии появляются и в других частях – агрессивном скерцо, трагической пассакалье и гротескном финале, написанном в ритме румбы. Тема пассакальи в самом конце финала повторяется, образуя жанровый и смысловой диссонанс с предшествующим материалом.
Произведения второй части программы перенесут слушателей в полностью иной образный мир, о чем говорят уже их названия. «Созерцание» Анри Далье, «Идеал» Анжело Пинто и «Спокойствие» Маргарет Хоберг написаны для ансамбля скрипки, арфы и фортепиано или органа. Очевидно, само звучание арфы располагало композиторов к погружению в идиллические сферы. Все три произведения были созданы в конце XIX-начале XX века, но сложные мировые процессы этого времени, так же как и экспериментальные поиски в области музыкального языка в них не отразились. Той же эпохе принадлежит знаменитый балет Александра Глазунова «Раймонда» (1897). Тему балета можно было бы обозначить словами, которые сам композитор вынес в название антракта перед третьим действием – «торжество любви». Среди наиболее вдохновенных страниц, где эта тема раскрывается, – Большое адажио второго акта. В либретто ему соответствует дуэт графини Раймонды и ее жениха де Бриена, только что освободившего Раймонду из рук арабского шейха Абдерахмана. Мелодия солирующей скрипки в этом адажио – одна из лучших у Глазунова. В дополнение к номеру из балета Глазунова прозвучит короткий «Трепак» из балета «Щелкунчик» Чайковского – задорная пьеса «в русском духе».
В концерте примут участие Александр Майборода (скрипка), Владлен Ованесьянц (скрипка), Надежда Остапенко (скрипка), Надежда Сергеева (арфа), Олеся Кравченко (фортепиано), Александра Федорова (фортепиано), Олег Худяков (фортепиано).
Оксана Усова
Добавить комментарий