18 апреля 2017
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
“Любите ли вы Брамса?”
I отделение
Иоганнес Брамс
Соната для скрипки и фортепиано №3 ре минор, op. 108
I. Allegro
II. Adagio
III. Un poco presto e con sentimento
IV. Presto agitato
Александр Майборода (скрипка)
Александра Федорова (фортепиано)
Франц Шуберт
Ноктюрн для фортепиано, скрипки и виолончели ми-бемоль мажор, D. 897
Александра Федорова (фортепиано)
Александр Майборода (скрипка)
Борис Лифановский (виолончель)
II отделение
Иоганнес Брамс
Фортепианный квинтет фа минор, ор. 34
I. Allegro non troppo
II. Andante, un poco Adagio
III. Scherzo: Allegro
IV. Finale: Poco sostenuto – Allegro non troppo
Анна Гришина (фортепиано)
Владимир Скляревский (скрипка)
Екатерина Бутакова (скрипка)
Евгения Попова (альт)
Борис Лифановский (виолончель)
Концерт ведет Ирина Башкирева
Любите Брамса!
Иоганнес Брамс – один из самых известных композиторов-романтиков середины XIX века, художник сокровенных «движений души», знаток камерного и симфонического жанра. За его Четвертой симфонией – возможно, самым известным произведением Брамса – закрепилось определение «от элегии к трагедии». Эти слова можно отнести и ко многим камерным произведениям этого композитора. С большой искренностью и художественным мастерством показан путь «от элегии к трагедии» в Третьей сонате для скрипки и фортепиано ре минор (1886-1888).
Соната представляет собой четырехчастный цикл, по смысловой насыщенности и концентрированности музыкального развития не уступающий симфоническим концепциям Брамса. Наибольшую смысловую нагрузку несут первая и заключительная части. В первой господствует настроение серьезного размышления, погруженности в себя; только в побочной теме музыка приобретает эмоциональную открытость и раскованность. Часть заканчивается в просветленном ре мажоре, и в этой же тональности звучит медленная вторая часть. Ее основная тема излучает спокойствие и душевное тепло. Яркие всплески чувств есть и в этой части, но они быстро растворяются в общей умиротворенной атмосфере. Третья часть – своеобразное интермеццо – слегка «призрачное», состоит как бы из полутонов. Его прерывает яростный финал – самая бурная и драматичная часть сонаты. Лишь как краткая передышка звучит в нем светлая побочная тема. Соната заканчивается патетической кодой с ремаркой agitato – «оживленно», «взволнованно».
Фортепианный квинтет Брамса (1861-1864) – еще более монументальное произведение, также сравнимое с симфоническим циклом. Он написан в драматичном фа миноре – тональности бетховенской «Аппассионаты». Первая часть состоит из разнообразных тем, однако все они произрастают из одной, начальной. Эта тема необычна своей внутренней контрастностью: после «балладного» зачина звучат решительные фигурации, действительно заставляющие вспомнить «Аппасионату». В медленной второй части легко угадывается жанр колыбельной, соединенный с вальсовыми интонациями. Эта часть близка романсу Брамса «Колыбельная», который был написан в те же годы, что и квинтет. Третья часть квинтета – скерцо – интересна контрастами разножанровых тем. Первая тема как бы поднимается из мрака, напоминая начало «Апассионаты» Бетховена. Во второй появляется опять-таки бетховенский «мотив судьбы» (вспомним его Пятую симфонию). Третья тема – победоносный мажорный марш. Финал квинтета предваряется медленным вступлением, в котором слышится ожидание чего-то неведомого. Основные темы финала – сдержанно-танцевальная главная и жалобно никнущая побочная – пройдут через многие преобразования, отражающие скрытый сюжет из внутренней жизни человека.
Фа-минорный квинтет имел непростую историю создания. Прежде чем появился окончательный вариант для струнных и фортепиано, Брамсом был создан струнный квинтет, а затем его переложение для фортепиано. Однако только последняя версия стала исполняемым произведением. Ныне квинтет фа-минор занимает почетное место в репертуаре камерных ансамблей.
В качестве «интермеццо» между масштабными циклами Брамса прозвучит Ноктюрн для фортепиано, скрипки и виолончели ми-бемоль мажор Франца Шуберта. Слово «ноктюрн» можно перевести как «ночная музыка». Свойственный этому жанру медленный темп, кантиленная мелодика, воздушный аккомпанемент как нельзя лучше подходят для изображения лирического излияния в ночной тишине. Основная тема этого ноктюрна обладает всеми этими признаками. Однако, кроме нее, в ноктюрне есть и другая тема – сияющая и торжественная, вызывающая ассоциации не с лунной ночью, но с ярко вспыхнувшим солнечным светом.
В концерте примут участие солисты оркестра Большого театра Екатерина Бутакова (скрипка), Александр Майборода (скрипка), Владимир Скляревский (скрипка), Евгения Попова (альт), Борис Лифановский (виолончель), Анна Гришина (фортепиано), Александра Федорова (фортепиано).
Оксана Усова
Добавить комментарий