ChamberMusic.Ru

Концерты камерной музыки в Москве

  • Главная страница
  • Что здесь происходит?
  • Наши артисты

18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»

18/04/2017 Оставьте комментарий

18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»

18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»

18 апреля 2017
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)

“Любите ли вы Брамса?”

I отделение

Иоганнес Брамс
Соната для скрипки и фортепиано №3 ре минор, op. 108
I. Allegro
II. Adagio
III. Un poco presto e con sentimento
IV. Presto agitato

Александр Майборода (скрипка)
Александра Федорова (фортепиано)

Франц Шуберт
Ноктюрн для фортепиано, скрипки и виолончели ми-бемоль мажор, D. 897

Александра Федорова (фортепиано)
Александр Майборода (скрипка)
Борис Лифановский (виолончель)

II отделение

Иоганнес Брамс
Фортепианный квинтет фа минор, ор. 34
I. Allegro non troppo
II. Andante, un poco Adagio
III. Scherzo: Allegro
IV. Finale: Poco sostenuto – Allegro non troppo

Анна Гришина (фортепиано)
Владимир Скляревский (скрипка)
Екатерина Бутакова (скрипка)
Евгения Попова (альт)
Борис Лифановский (виолончель)

Концерт ведет Ирина Башкирева

Любите Брамса!

Иоганнес Брамс – один из самых известных композиторов-романтиков середины XIX века, художник сокровенных «движений души», знаток камерного и симфонического жанра. За его Четвертой симфонией – возможно, самым известным произведением Брамса – закрепилось определение «от элегии к трагедии». Эти слова можно отнести и ко многим камерным произведениям этого композитора. С большой искренностью и художественным мастерством показан путь «от элегии к трагедии» в Третьей сонате для скрипки и фортепиано ре минор (1886-1888).

Соната представляет собой четырехчастный цикл, по смысловой насыщенности и концентрированности музыкального развития не уступающий симфоническим концепциям Брамса. Наибольшую смысловую нагрузку несут первая и заключительная части. В первой господствует настроение серьезного размышления, погруженности в себя; только в побочной теме музыка приобретает эмоциональную открытость и раскованность. Часть заканчивается в просветленном ре мажоре, и в этой же тональности звучит медленная вторая часть. Ее основная тема излучает спокойствие и душевное тепло. Яркие всплески чувств есть и в этой части, но они быстро растворяются в общей умиротворенной атмосфере. Третья часть – своеобразное интермеццо – слегка «призрачное», состоит как бы из полутонов. Его прерывает яростный финал – самая бурная и драматичная часть сонаты. Лишь как краткая передышка звучит в нем светлая побочная тема. Соната заканчивается патетической кодой с ремаркой agitato – «оживленно», «взволнованно».

Фортепианный квинтет Брамса (1861-1864) – еще более монументальное произведение, также сравнимое с симфоническим циклом. Он написан в драматичном фа миноре – тональности бетховенской «Аппассионаты». Первая часть состоит из разнообразных тем, однако все они произрастают из одной, начальной. Эта тема необычна своей внутренней контрастностью: после «балладного» зачина звучат решительные фигурации, действительно заставляющие вспомнить «Аппасионату». В медленной второй части легко угадывается жанр колыбельной, соединенный с вальсовыми интонациями. Эта часть близка романсу Брамса «Колыбельная», который был написан в те же годы, что и квинтет. Третья часть квинтета – скерцо – интересна контрастами разножанровых тем. Первая тема как бы поднимается из мрака, напоминая начало «Апассионаты» Бетховена. Во второй появляется опять-таки бетховенский «мотив судьбы» (вспомним его Пятую симфонию). Третья тема – победоносный мажорный марш. Финал квинтета предваряется медленным вступлением, в котором слышится ожидание чего-то неведомого. Основные темы финала – сдержанно-танцевальная главная и жалобно никнущая побочная – пройдут через многие преобразования, отражающие скрытый сюжет из внутренней жизни человека.

Фа-минорный квинтет имел непростую историю создания. Прежде чем появился окончательный вариант для струнных и фортепиано, Брамсом был создан струнный квинтет, а затем его переложение для фортепиано. Однако только последняя версия стала исполняемым произведением. Ныне квинтет фа-минор занимает почетное место в репертуаре камерных ансамблей.

В качестве «интермеццо» между масштабными циклами Брамса прозвучит Ноктюрн для фортепиано, скрипки и виолончели ми-бемоль мажор Франца Шуберта. Слово «ноктюрн» можно перевести как «ночная музыка». Свойственный этому жанру медленный темп, кантиленная мелодика, воздушный аккомпанемент как нельзя лучше подходят для изображения лирического излияния в ночной тишине. Основная тема этого ноктюрна обладает всеми этими признаками. Однако, кроме нее, в ноктюрне есть и другая тема – сияющая и торжественная, вызывающая ассоциации не с лунной ночью, но с ярко вспыхнувшим солнечным светом.

В концерте примут участие солисты оркестра Большого театра Екатерина Бутакова (скрипка), Александр Майборода (скрипка), Владимир Скляревский (скрипка), Евгения Попова (альт), Борис Лифановский (виолончель), Анна Гришина (фортепиано), Александра Федорова (фортепиано).

Оксана Усова

Скачать (PDF, 5.82MB)

Похожие концерты:

  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович10/06/2018 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович
  • 16/05/2017, Бетховенский зал. “Труба соло и в ансамблях”07/05/2017 16/05/2017, Бетховенский зал. “Труба соло и в ансамблях”
  • 16/06/2013. Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра Большого театра15/06/2013 16/06/2013. Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра Большого театра
  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса26/03/2019 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 08/05/2018, Бетховенский зал. Камерная музыка Иоганнеса Брамса08/05/2018 08/05/2018, Бетховенский зал. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 21/11/2017, Бетховенский зал. “Возвращение шедевров”20/11/2017 21/11/2017, Бетховенский зал. “Возвращение шедевров”
  • 18/01/2016. Дом на Знаменке. Концерт солистов оркестра Большого театра12/01/2016 18/01/2016. Дом на Знаменке. Концерт солистов оркестра Большого театра
  • 11/03/2014. Бетховенский зал Большого театра. Вера Часовенная (фортепиано). Солисты оркестра Большого театра20/02/2014 11/03/2014. Бетховенский зал Большого театра. Вера Часовенная (фортепиано). Солисты оркестра Большого театра

Раздел: альт, виолончель, квинтет, скрипка, струнные, струнный квартет, фортепианный квинтет, фортепиано Метки: Александр Майборода, Александра Федорова, Анна Гришина, Бетховенский зал Большого театра, Борис Лифановский, Владимир Скляревский, Евгения Попова, Екатерина Бутакова, Иоганнес Брамс, Франц Шуберт

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

  • Facebook
  • RSS
  • YouTube

Ближайшие концерты

  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 22/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)
  • 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”
  • 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)
  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович

Рубрики

Метки

Александр Калашков Александр Майборода Алексей Корнильев Алексей Раев Андрей Рудометкин Анна Гришина Антонио Вивальди Бетховенский зал Большого театра Борис Лифановский Вера Часовенная Владимир Скляревский Вольфганг Амадей Моцарт Вячеслав Чухнов Густав Малер Дмитрий Лиманцев Дмитрий Шостакович Жан Франсе Игорь Стравинский Илья Соколов Иоганн Себастьян Бах Иоганнес Брамс Карэн Шахгалдян Кирилл Филатов Клод Дебюсси Константин Семенов Любовь Токарева Людвиг ван Бетховен Михаил Цинман Наталья Береславцева Николай Попов Ольга Жмаева Оркестр Большого театра Павел Степин Пауль Хиндемит Петр Кондрашин Петр Чайковский Роберт Шуман Роман Янчишин Сергей Лысенко Сергей Петров Сергей Прокофьев Сергей Рахманинов Ференц Лист Франц Шуберт Яков Кацнельсон
Сайт презентации квартета Большого театра, с которого когда-то начался ChamberMusic.Ru

Производство

ChamberMusic.Ru

RSS ClassicalMusicNews.Ru

  • В Москве обсудили грядущее 250-летие Большого театра 23/03/2023
  • Денис Мацуев: «Каждый концерт должен быть как последний» 23/03/2023
  • Учёные расшифровали геном Бетховена 23/03/2023
  • Новосибирскую консерваторию возглавит Вячеслав Стародубцев 23/03/2023
  • «Летучий голландец» в Перми: Рихард Вагнер, русский композитор 23/03/2023

Copyright &copy 2004-2017, ChamberMusic.Ru
Все права удерживаются