Начало в 16.00
Цель задуманной серии концертов – Солисты оркестра Большого Театра – представить московским слушателям музыкантов, каждый из которых, являясь яркой творческой индивидуальностью, не ограничивает свою профессиональную жизнь игрой в оркестре.
И.С.Бах. Концерт №4 BWV 1049, соль мажор для двух флейт, скрипки и камерного оркестра
П.Хиндемит. Маленькая камерная музыка №3 op. 36 №2 для виолончели и десяти солирующих инструментов
И.С.Бах. Концерт для гобоя, скрипки и камерного оркестра BWV 1060
И.Стравинский. Dumbarton Oaks (1938)
Александр Калашков (скрипка), Кирилл Филатов (скрипка), Андрей Пашкевич (скрипка)
Владимир Кожемяка (скрипка), Максим Мучкин (скрипка), Анна Рашина (скрипка)
Илья Соколов (альт), Любовь Токарева (альт), Алексей Яненко (альт)
Борис Лифановский (виолончель), Владимир Стрельцов (виолончель), Вячеслав Чухнов (виолончель)
Павел Степин (контрабас), Кирилл Носенко (контрабас)
Сергей Лысенко (гобой)
Наталия Береславцева (флейта), Мария Волкова (флейта)
Сергей Петров (кларнет)
Андрей Рудометкин (фагот)
Александр Скворцов (труба)
Артур Арзуманов (валторна), Александр Андрусик (валторна)
Сергей Корявичев (тромбон)
Дирижер – Михаил Цинман
Программы, включающие в себя сочинения разных эпох и стилей, популярные и исполняемые крайне редко, будут выстраиваться вокруг узловых проблем музыкальной истории.
Первая программа – «Художник и его модель»– включает в себя сочинения Баха (Бранденбургский концерт №4 и Концерт для гобоя и скрипки), Хиндемита (Камерная музыка №3 для виолончели и 10-ти солирующих инструментов) и Стравинского («Дамбартон-Оукс» – Концерт для камерного оркестра).
Весьма любопытно было бы проследить за тем, как менялось отношение к Баху в разные периоды истории. Очень характерную цитату помещает Альберт Швейцер в конце своей знаменитой книги о Бахе: «Бах – двуликий Янус; одно лицо его направлено к прошлому- к исканиям в области архитектоники, другое – в будущее, вперед к наиболее свободной субъективности внутреннего языка».
Книга вышла первым изданием в 1905 году. Пройдет несколько лет, и гипертрофированная «субъективность внутреннего языка» станет восприниматься как проявление эгоцентризма и понижение этической высоты музыки.
Стравинский. Хронологический прогресс в музыкальном искусстве.
«…я возвращаюсь назад к Иоганну Себастьяну Баху, чей универсальный ум и
всеобъемлющее владение музыкальным искусством остались непревзойденными по сей день… Я уверен, что свежее ухо, не испорченное музыкальными условностями, найдет в музыке, которую я сочиняю, новые намеки на мою огромную любовь к мастеру из Айзенаха.
…Некоторые критики заходят так далеко, что спрашивают: «Что сказал бы Бах, если бы услышал ваши сочинения?» …Но было бы вполне честным спросить заодно, что подумал и сказал бы Бах, если бы он перенесся в современную Америку, так категорически непохожую на тихий городок Тюрингии – Айзенах»
Хиндемит. Бах – обязывающее наследие (Bach – heritage and obligation).
«Если музыка обладает властью направлять нашу духовную сущность по пути благородства, эта музыка велика. Если композитор своей музыкой достигает этой вершины, он достигает предела. Бах этого достиг».
И Камерная музыка, и Дамбартон-Оукс написаны «по модели» барочного Кончерто-гроссо (Стравинский указывал именно на Бранденбургские концерты). По приведенным цитатам можно почувствовать различие подходов к творчеству Баха у двух композиторов-неоклассиков.
«Работа с моделью» (или, как говорил Стравинский, «ремонт старых кораблей») вовсе не является стилизацией или эклектикой. Скорее, это диалог через века. Он ведется на языке современном и неповторимо-личном. Тема его – вечная тайна музыки.
Название программы отсылает к известному циклу рисунков Пабло Пикассо «Художник и его модель»: бесстрастие мастера, запечатлевающего вихрь жизни в совершенной форме художества.
Автор текста – Михаил Цинман
Добавить комментарий