20 октября 2015
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
Мендельсон и Брамс
1 отделение
Ф. Мендельсон. Трио для фортепиано, скрипки и виолончели c-moll op. 66
Елена Попкова (фортепиано)
Светлана Микляева (скрипка)
Петр Кондрашин (виолончель)
2 отделение
И. Брамс. Квинтет для кларнета, двух скрипок, альта и виолончели h-moll op. 115
Дмитрий Лиманцев (кларнет)
Михаил Цинман (скрипка)
Игорь Цинман (скрипка)
Алексей Яненко (альт)
Степан Худяков (виолончель)
«Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их», – писал о Мендельсоне Роберт Шуман. Второе фортепианное трио до минор (соч. 66), одно из последних сочинений Мендельсона, было написано в Лейпциге в период наивысшего расцвета его композиторской и исполнительской деятельности. Опубликованное в 1846 г., оно посвящено выдающемуся скрипачу, композитору и дирижеру Луи Шпору, участвовавшему в первом исполнении.
Уступая в популярности прославленному трио №1 (ре минор, соч.49), второе трио отражает основные грани характерного стиля Мендельсона. Драматичное Allegro energico e con fuoco сменяется певучей кантиленой Andante espressivo в духе «Песен без слов». За виртуозным Скерцо, напоминающим о музыкальных образах волшебного леса «Сна в летнюю ночь», следует подвижный финал, насыщенный полифоническим развитием. Завершает трио торжественное проведение рождественского протестантского хорала «Gelobet seist du, Jesu Christ», ранее использованного Мендельсоном в одной из органных сонат.
Фортепианное трио Мендельсона исполнят артисты оркестра Большого театра – заместитель концертмейстера группы вторых скрипок Светлана Микляева и концертмейстер группы виолончелей Федор Амосов, а также лауреат международных конкурсов пианистка Елена Попкова.
Финальной частью этого трио вдохновлялся юный Иоганнес Брамс. Ее отзвуки слышны в Скерцо фортепианной сонаты №3, написанной в начале 1850-х гг. (позже начало первой части трио отзовется и в фортепианном квартете до минор соч. 60). «Я ждал, что … должен будет появиться кто-то один, призванный в идеальной форме выразить наивысшие чаяния своего времени, кто …подобно Минерве возникнет из головы Крониона сразу же в полных доспехах. И он пришел — цветущий юноша, чью колыбель охраняли грации и герои. Имя ему — Иоганнес Брамс», – писал в 1854 г. Шуман, предрекая Брамсу будущую славу первого композитора Германии.
В нынешнем концерте прозвучит одна из жемчужин камерной музыки позднего Брамса – Квинтет для кларнета и струнных си минор соч. 115 (1891 г.). Композитор посвятил его выдающемуся кларнетисту Роберту Мюльфельду, знакомство с которым вдохновило его, когда он уже считал свою композиторскую карьеру завершенной, на создание ряда камерных ансамблей с участием кларнета.
Образцом для Брамса служил аналогичный ансамбль В.А. Моцарта KV581, который также обратился к тембру кларнета в последние годы своей жизни. Весь квинтет проникнут «осенним» чувством элегической грусти, ухода – именно такое впечатление производит заключение финальной части (Con moto), где светлая краска мажора сменяется неожиданным возвращением начальной мелодии первого Allegretto – своего рода «motto» всего произведения (этот печальный мотив звучит и в конце полной драматических контрастов первой части, его интонация также лежит в основе мелодии Adagio). Медленная часть квинтета принадлежит к вершинам музыки Брамса. Нежной, умиротворенной колыбельной крайних разделов противопоставлен импровизационный речитатив кларнета в середине части. Медитативная глубина Adagio оттеняется небольшим песенным «интермеццо» третьей части (Andantino-Presto non assai), за которой следует финал в форме вариаций.
Трудно представить себе другое произведение, где звучание кларнета настолько органично сочеталось бы со струнным квартетом. «Кларнет то сливается со струнными, придавая их звучанию некоторую отстраненность, то обволакивает их в легких подвижных арпеджио, то солирует в мелодиях-импровизациях», – пишет музыковед Екатерина Царева.
Партию кларнета в квинтете Брамса исполнит солист оркестра Большого театра, лауреат международных конкурсов Дмитрий Лиманцев. В исполнении квинтета также участвуют солист-концертмейстер группы первых скрипок, лауреат международных конкурсов Михаил Цинман, заместитель концертмейстера Игорь Цинман (скрипка), артисты оркестра Алексей Яненко (альт) и Степан Худяков (виолончель).
[mgl_gmap lat = “55.759093537265215” long = “37.61871974047538” zoom = “17” skin = “roadmap” ][mgl_marker lat=”55.759679105787505″ long=”37.61885921534417″ ]Бетховенский зал Большого театра[/mgl_marker][/mgl_gmap]
Добавить комментарий