ChamberMusic.Ru

Концерты камерной музыки в Москве

  • Главная страница
  • Что здесь происходит?
  • Наши артисты

К 120-летию со дня рождения Пауля Хиндемита. Концерт первый. 20/01/2015, Бетховенский зал Большого театра

18/12/2014 Оставьте комментарий

К 120-летию со дня рождения Пауля Хиндемита. Концерт первый

К 120-летию со дня рождения Пауля Хиндемита. Концерт первый

20 января 2015
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)

Хиндемит и Моцарт


1 отделение
П. Хиндемит. Соната для тромбона и фортепиано (1941)
Эркин Юсупов (тромбон)
Яков Кацнельсон (фортепиано)

Пауль Хиндемит. Соната для валторны и фортепиано (1943)
Алексей Раев (валторна)
Яков Кацнельсон (фортепиано)

П. Хиндемит. “Маленькая камерная музыка” op. 24 №2
Духовой квинтет Большого театра в составе:
Николай Попов (флейта), Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот), Алексей Раев (валторна)

2 отделение
В. А. Моцарт. Квинтет для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота и валторны Es-dur KV452
Яков Кацнельсон (фортепиано), Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот), Алексей Раев (валторна)

«Музыка должна быть превращена в моральную силу…»
П. Хиндемит

«All-round-musiker» («всемузыкант») — такое «амплуа» закрепилось за Паулем Хиндемитом среди его современников. Один из крупнейших альтистов своего времени, профессионально владевший и другими смычковыми инструментами (а также, подобно Шостаковичу, изучивший технику игры на всех духовых инструментов симфонического оркестра!); дирижер, оставивший несколько интереснейших записей; крупный педагог и музыкальный теоретик, автор собственной тонально-гармонической системы; музыкальный писатель и философ; наконец, композитор, за полвека творческой жизни прошедший серьезную стилевую эволюцию и обращавшийся ко всем существующим музыкальным жанрам — от масштабных оперных и симфонических полотен до детских пьес… В отличие от подавляющего большинства своих современников Хиндемит вошел в музыкальную культуру ХХ века не как «революционер», а скорее как «консерватор», а точнее как приверженец вековых традиций европейской музыки. Впрочем, в те времена такие убеждения требовали от разделявшего их едва ли не большей смелости.

«Появление Хиндемита в музыкальной жизни наших дней надо оценивать как счастливое событие: это представитель здорового, светлого начала среди всей окружающей тьмы», — писал Игорь Стравинский. Подобно своему русскому коллеге, Хиндемит стал одним из ведущих представителей «неоклассицизма». Пройдя через период музыкального радикализма, раскрытого по-своему ярко и талантливо (дерзкие эксперименты с джазовой и танцевальной музыкой, приемы эпатажа и гротеска), композитор пришел к сознательному творческому самоограничению.

Оно явилось результатом длительной педагогической работы, теоретических и философских размышлений о роли искусства в современном, ежеминутно меняющемся мире (впрочем, Хиндемит никогда полностью не отвергал традиционные фундаментальные основы: «Тональность есть сила, подобная земному притяжению»). Авторский стиль композитора со временем откристаллизовался в музыкальное подобие старой немецкой гравюры, с ясными контурами и четким рисунком, совершенной архитектоникой и насыщенным полифоническим объемом (недаром самым популярным сочинением Хиндемита стала симфония «Художник Матис», посвященная полотнам мастера немецкого Ренессанса, современника Дюрера Матиаса Грюневальда).

Живший в эпоху мировых войн и революций, когда даже в искусстве господствовали идеи анархии и разрушения, Хиндемит твердо верил в «Гармонию мира» (так называется его последняя симфония, построенная на музыке одноименной оперы), в созидающий аспект музыкального искусства. «Мы воспринимаем ее [музыки] звуки и формы, но они остаются лишенными смысла, если мы не включаем их в нашу личную умственную деятельность и не используем ее возбуждающее свойство для обращения души ко всему благородному, сверхчеловеческому, идеальному».

Театральные произведения Хиндемита — автора одиннадцати опер и пяти балетов — никогда не ставились ни в Большом, ни в других крупных театрах нашей страны (в начале 1930-х гг., в эпоху относительной свободы искусства, театр планировал поставить комическую оперу «Новости дня», но начавшаяся вскоре борьба с «формализмом» не позволила осуществить задуманное). А вот с его камерной музыкой наша публика познакомилась еще в 1927 г., когда в составе основанного им струнного квартета Хиндемит (исполнявший партию альта) приезжал в Москву и Ленинград. Камерно-инструментальные жанры представляли для композитора особый интерес: стремясь расширить репертуар «редких» инструментов, он последовательно сочинял произведения для всех (!) инструментов симфонического оркестра, всякий раз удачно подчеркивая темброво-выразительные возможности каждого инструмента.

Именно камерной музыке Пауля Хиндемита и будет посвящен предстоящий юбилейный фестиваль, который пройдет на сцене Бетховенского зала. В первом концерте фестиваля прозвучит “Kleine KammermusikNr.2″/”Маленькая камерная музыка № 2″ (I отделение) — сюита для духового квинтета, написанная в 1922 г. для исполнения на фестивале современной музыки в Донауэшингене и представляющая собой образец стиля молодого Хиндемита с элементами неоклассицизма. Также будет исполнен духовой квинтет (для гобоя, кларнета, фагота, валторны и фортепиано) В.А. Моцарта KV452 (1784 г.) — одно из самых своеобразных камерных сочинений композитора. «Я сам считаю его лучшим из всего, что я написал в своей жизни», — писал Моцарт вскоре после премьеры квинтета. Сопоставление в одной программе двух этих имен неслучайно — полуторавековая дистанция позволит ярче выявить «константу» немецкой музыкальной традиции, характерную даже для наиболее «авангардистских» сочинений Хиндемита 1920-х гг.

Сонаты Хиндемита для валторны и тромбона с фортепиано, сочиненные в 1941-43 гг., когда композитор жил в США, дополнят I отделение, в котором будет звучать исключительно музыка немецкого мастера.

Камерная музыка Моцарта и Хиндемита прозвучит в исполнении духового квинтета Большого театра в составе: заслуженный артист России Сергей Лысенко (гобой), Николай Попов (флейта), Сергей Петров (кларнет), Андрей Рудометкин (фагот) и Алексей Раев (валторна). Этот ансамбль был создан недавно, но уже заявил о себе в наступившем сезоне презентацией компакт-диска. В концерте также участвует солист оркестра Большого театра, доцент Московской консерватории Эркин Юсупов (тромбон). Партию фортепиано исполнит известный пианист, лауреат международных фортепианных и ансамблевых конкурсов Яков Кацнельсон.

[mgl_gmap lat = “55.759093537265215” long = “37.61871974047538” zoom = “17” skin = “roadmap” ][mgl_marker lat=”55.759679105787505″ long=”37.61885921534417″ ]Бетховенский зал Большого театра[/mgl_marker][/mgl_gmap]

Раздел: валторна, гобой, духовой квинтет, квинтет, кларнет, саксофон, трио, фагот, флейта, фортепиано Метки: Алексей Волков, Алексей Раев, Андрей Рудометкин, Вольфганг Амадей Моцарт, Духовой квинтет Большого театра, Николай Попов, Пауль Хиндемит, Сергей Лысенко, Сергей Петров, Яков Кацнельсон

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

  • Facebook
  • RSS
  • YouTube

Ближайшие концерты

  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 22/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)
  • 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”
  • 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)
  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович

Рубрики

Метки

Александр Калашков Александр Майборода Алексей Корнильев Алексей Раев Андрей Рудометкин Анна Гришина Антонио Вивальди Бетховенский зал Большого театра Борис Лифановский Вера Часовенная Владимир Скляревский Вольфганг Амадей Моцарт Вячеслав Чухнов Густав Малер Дмитрий Лиманцев Дмитрий Шостакович Жан Франсе Игорь Стравинский Илья Соколов Иоганн Себастьян Бах Иоганнес Брамс Карэн Шахгалдян Кирилл Филатов Клод Дебюсси Константин Семенов Любовь Токарева Людвиг ван Бетховен Михаил Цинман Наталья Береславцева Николай Попов Ольга Жмаева Оркестр Большого театра Павел Степин Пауль Хиндемит Петр Кондрашин Петр Чайковский Роберт Шуман Роман Янчишин Сергей Лысенко Сергей Петров Сергей Прокофьев Сергей Рахманинов Ференц Лист Франц Шуберт Яков Кацнельсон
Сайт презентации квартета Большого театра, с которого когда-то начался ChamberMusic.Ru

Производство

ChamberMusic.Ru

RSS ClassicalMusicNews.Ru

  • Фабио Мастранджело: «Концерт классической музыки, который не следует путать ни с чем другим» 19/07/2025
  • Илья Гайсин встал за пульт Израильского филармонического оркестра 18/07/2025
  • Дело Владимира Кехмана: как один бизнесмен управляет тремя театрами страны 18/07/2025
  • Четверо россиян примут участие в вокальном конкурсе «Опералия-2025» 18/07/2025
  • Борислав Струлёв представит Россию на уникальном виолончельном форуме-фестивале в Китае 18/07/2025

Copyright &copy 2004-2017, ChamberMusic.Ru
Все права удерживаются