ChamberMusic.Ru

Концерты камерной музыки в Москве

  • Главная страница
  • Что здесь происходит?
  • Наши артисты

08/05/2018, Бетховенский зал. Камерная музыка Иоганнеса Брамса

08/05/2018

08/05/2018, Бетховенский зал. Камерная музыка Иоганнеса Брамса

08/05/2018, Бетховенский зал. Камерная музыка Иоганнеса Брамса

8 мая 2018
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)

Камерная музыка Иоганнеса Брамса

I отделение

Соната для скрипки и фортепиано №2 ля мажор, ор. 100

I. Allegro amabile
II. Andante tranquillo – Vivace
III. Allegretto grazioso, quasi Andante

Александр Майборода (скрипка)
Александра Федорова (фортепиано)

Соната для альта и фортепиано №1 ми-бемоль мажор, ор. 120

I. Allegro amabile
II. Allegro appassionato
III. Andante con moto – Allegro

Ольга Жмаева (альт)
Гульшан Конушева (фортепиано)

II отделение

Фортепианный квартет №1 соль минор, ор. 25

I. Allegro
II. Intermezzo. Allegro ma non troppo — Trio. Animato
III. Andante con moto
IV. Rondo alla zingarese. Presto

Александра Федорова (фортепиано)
Александр Майборода (скрипка)
Ольга Жмаева (альт)
Борис Лифановский (виолончель)

В 2018 г. исполняется 185 лет со дня рождения Иоганнеса Брамса, одного из величайших романтиков в истории музыки. По меркам того времени жизнь его была весьма скромна и бедна событиями: он не прославился ни экстравагантным поведением, ни участием в светских скандалах, ни многочисленными и яркими романами. Он не интересовался модными и передовыми тенденциями в искусстве: его не вдохновляли ни грандиозность вагнеровской музыкальной драмы, ни красочная романтическая образность программных сочинений Листа и Берлиоза. С самой ранней юности он благоговел перед своими великими предшественниками – эпох барокко и классицизма, скрупулезно изучая их творчество, да и сам тяготел в первую очередь к музыкальным жанрам и формам прошлого. Абсолютно чуждый демонстративного «жеста», на склоне лет он практически отошёл от светской музыки и написал ряд духовных сочинений, ставших для него своего рода итогом – и творческим, и жизненным.

Камерный жанр – а в концерте прозвучат камерно-инструментальные сочинения – был особенно любим композитором благодаря своей глубине, строгости и некой специфической «серьезной» искренности. Соната op.120 №2 в оригинале была написана для кларнета и фортепиано, но в том же году была создана ее авторская транскрипция для альта. Это сочинение относится к позднему периоду творчества Брамса: оно было написано за три года до смерти композитора и на закате XIX века, фактически на закате самого немецкого романтизма. Удивительно, но альт здесь звучит не менее органично, чем кларнет: его приглушенный, лишенный скрипичного лоска, но полный скрытой экспрессии и напряженности тембр потрясающе «вписывается» в стиль позднего Брамса. Обе сонаты op.120, написанные летом 1894 г., были задуманы как подарок на день рождения Кларе Шуман, которая стала их первой слушательницей. Дружба 61-летнего Брамса и 75-летней Клары, вдовы Роберта Шумана, была в то время крепка как никогда, и Брамс не уставал восхищаться ее женственностью и неувядающей красотой. Две сонаты стали своего рода музыкальным «букетом» и праздничным венком в подарок любимой женщине, производя, несмотря на сложность и изысканную музыкальную ткань, самое светлое и «полетное» впечатление.

Вторая из трех сонат Брамса для скрипки и фортепиано (написана в 1885 г.) – одно из наиболее лиричных сочинений композитора. Главная тема первой части, пронизанная мягким трехдольным вальсообразным движением, излагается у фортепиано и нежно, словно эхом, «подхватывается» скрипкой, вызывая ассоциации с «бесконечной мелодией» Вагнера. Побочная тема с пометкой teneramente («нежно») звучит как мягкий, гармоничный дуэт. Вторая часть соединяет в себе функции медленной части и скерцо. Прекрасную созерцательную, свободно льющуюся мелодию сменяет быстрый танцевальный эпизод, в котром упругость и зажигательность ритма подчеркнута эффектными аккордами pizzicato у скрипки. Финал своим задумчиво-созерцательным настроением перекликается с первой частью. Звучит исключительно камерно, традиционный апофеоз уступает место искренней задушевности доверительного разговора и трогательного признания.

Фортепианный квартет соль минор, созданный в 1861 г, в расцвет молодых лет Брамса, принадлежит к числу наиболее популярных его произведений. Исполненный впервые, как и большинство сочинений Брамса, Кларой Шуман, он был неоднократно переработан для других инструментальных составов: среди них – обработка для оркестра Арнольда Шенберга, ставшая впоследствии музыкальной основой для балета Джорджа Баланчина, и виртуозная транскрипция финала квартета для фортепиано соло Эрнста Донаньи. Квартет состоит из четырех частей. В первой, Allegro, стремительном и патетичном, полном контрастов, романтическая экспрессия тем подчеркнута страстным, иногда граничащим с надрывом звучанием струнных. Вторая часть, Интермеццо, своей внутренней надломленностью и тревогой, а также обилием неожиданных гармонических сдвигов и поворотов в самые отдаленные тональности предвосхищает великие камерные сочинения XX века – Яначека и Сибелиуса. В третьей части, Andante con moto, сочетаются созерцательная тема основного раздела, своей «статью» напоминая философские страницы музыки Бетховена, и сказочно-скерцозная тема трио, вызывающая в воображении фантастические «лесные» образы немецких романтиков. Финал, Rondo alla Zingarese, – наиболее известная часть квартета. В основе его – венгерско-цыганские мотивы, вызывающие ассоциации как с музыкой Ференца Листа, так и с произведениями самого Брамса – в первую очередь с его Венгерскими танцами. Эта стремительная, блестящая роскошными переливами «рапсодия» проносится в едином потоке, оставляя ощущение феерии и праздника.

В концерте примут участие Александр Майборода (скрипка), Ольга Жмаева (альт), Борис Лифановский (виолончель), Гульшан Конушева и Александра Федорова (фортепиано).

Наталия Абрютина

Скачать (PDF, 2.49MB)

Похожие концерты:

  • 18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»18/04/2017 18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»
  • 16/06/2013. Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра Большого театра15/06/2013 16/06/2013. Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра Большого театра
  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса26/03/2019 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 14/04/2017. Бетховенский зал. Скрипка и арфа в камерном репертуаре13/04/2017 14/04/2017. Бетховенский зал. Скрипка и арфа в камерном репертуаре
  • Три портрета (из цикла “Оркестр Большого театра в лицах”). 23/12/2014, Бетховенский зал Большого театра17/12/2014 Три портрета (из цикла “Оркестр Большого театра в лицах”). 23/12/2014, Бетховенский зал Большого театра
  • 11/03/2014. Бетховенский зал Большого театра. Вера Часовенная (фортепиано). Солисты оркестра Большого театра20/02/2014 11/03/2014. Бетховенский зал Большого театра. Вера Часовенная (фортепиано). Солисты оркестра Большого театра
  • 26/11/2013, Мск, Бетховенский зал Большого театра. “От романтики до современности”25/11/2013 26/11/2013, Мск, Бетховенский зал Большого театра. “От романтики до современности”
  • 24/11/2013, Мск. Александр Шайкин (фортепиано), Александр Майборода (скрипка), Фёдор Землеруб (виолончель) в Английском клубе19/11/2013 24/11/2013, Мск. Александр Шайкин (фортепиано), Александр Майборода (скрипка), Фёдор Землеруб (виолончель) в Английском клубе

Раздел: альт, виолончель, скрипка, соната для скрипки и фортепиано, струнные, фортепианный квартет, фортепиано Метки: Александр Майборода, Александра Федорова, Борис Лифановский, Гульшан Конушева, Иоганнес Брамс

  • Facebook
  • RSS
  • YouTube

Ближайшие концерты

  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 22/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)
  • 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”
  • 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)
  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович

Рубрики

Метки

Александр Калашков Александр Майборода Алексей Корнильев Алексей Раев Андрей Рудометкин Анна Гришина Антонио Вивальди Бетховенский зал Большого театра Борис Лифановский Вера Часовенная Владимир Скляревский Вольфганг Амадей Моцарт Вячеслав Чухнов Густав Малер Дмитрий Лиманцев Дмитрий Шостакович Жан Франсе Игорь Стравинский Илья Соколов Иоганн Себастьян Бах Иоганнес Брамс Карэн Шахгалдян Кирилл Филатов Клод Дебюсси Константин Семенов Любовь Токарева Людвиг ван Бетховен Михаил Цинман Наталья Береславцева Николай Попов Ольга Жмаева Оркестр Большого театра Павел Степин Пауль Хиндемит Петр Кондрашин Петр Чайковский Роберт Шуман Роман Янчишин Сергей Лысенко Сергей Петров Сергей Прокофьев Сергей Рахманинов Ференц Лист Франц Шуберт Яков Кацнельсон
Сайт презентации квартета Большого театра, с которого когда-то начался ChamberMusic.Ru

Производство

ChamberMusic.Ru

RSS ClassicalMusicNews.Ru

  • В Москве обсудили грядущее 250-летие Большого театра 23/03/2023
  • Денис Мацуев: «Каждый концерт должен быть как последний» 23/03/2023
  • Учёные расшифровали геном Бетховена 23/03/2023
  • Новосибирскую консерваторию возглавит Вячеслав Стародубцев 23/03/2023
  • «Летучий голландец» в Перми: Рихард Вагнер, русский композитор 23/03/2023

Copyright &copy 2004-2017, ChamberMusic.Ru
Все права удерживаются