28 января 2018
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
“На троих”
I отделение
Иоганнес Брамс
Соната для виолончели и фортепиано №1 ми минор, ор. 38
I. Allegro non troppo
II. Allegretto quasi Menuetto
III. Allegro
Арсений Безносиков (виолончель)
Алина Смирнова (фортепиано)
Роберт Шуман
Adagio и Allegro, op. 70
Петр Кондрашин (виолончель)
Игорь Котляревский (фортепиано)
Пауль Хиндемит
Три пьесы для виолончели и фортепиано, ор. 8
Capriccio
Phantasiestück
Scherzo
Арсений Котляревский (виолончель)
Игорь Котляревский (фортепиано)
II отделение
Жак Оффенбах
Большой концертный дуэт для двух виолончелей, ор. 34 №1, 2 и 3 части
Петр Кондрашин (виолончель)
Арсений Безносиков (виолончель)
Георг Фридрих Гендель – Юхан Хальворсен
Пассакалия из Сюиты №7 (HWV 432) для скрипки и альта
Переложение для двух виолончелей Арсения Котляревского
Арсений Котляревский (виолончель)
Арсений Безносиков (виолончель)
Давид Поппер
«Танец эльфов», ор. 39
Переложение для двух виолончелей Петра Кондрашина
Петр Кондрашин (виолончель)
Арсений Котляревский (виолончель)
Юстус Дотцауэр
Три пьесы для трех виолончелей из op. 104
Петр Кондрашин (виолончель)
Арсений Котляревский (виолончель)
Арсений Безносиков (виолончель)
Густой, певучий голос виолончели привлекал многих композиторов начиная с XVII века. А в следующем – XVIII – столетии – она окончательно вытеснила с концертной сцены свою предшественницу виолу да гамба, заняв прочное положение среди самых «главных» инструментов. Для виолончели писали Бах и Гайдн, Шуман и Дворжак, Бриттен и Хиндемит. В концерте прозвучат как оригинальные произведения для этого инструмента, так и переложения, которых тоже существует великое множество.
Соната Иоганнеса Брамса № 1 ми минор (1865). Очень масштабное сочинение, по продолжительности звучания сопоставимое с Концертом для виолончели с оркестром Шумана. Имеет трехчастное строение, что для Брамса нетипично, обычно он писал сонатные циклы в четырех частях. Первая часть отличается элегическим настроением; она строится на трех вытекающих друг из друга темах, последняя из которых написана в жанре колыбельной. Необычно отсутствие в цикле медленной части — ее место занимает Allegretto quasi Menuetto («не очень скоро, в характере менуэта»). Конечно, это уже не такой менуэт, как у Гайдна или Моцарта. Здесь ощущается и вальсовое движение, а в среднем разделе танцевальность вообще отходит на второй план, уступая место лирическому высказыванию. Третья часть сонаты явно обнаруживает влияние баховской музыки, которое всегда было сильно в творчестве Брамса. Она начинается как фугато на тему, близкую многим темам Баха. Включаясь далее в сонатное развитие, эта тема проходит через разнообразные изменения и в конце становится основой для бурной романтической коды.
Пьеса «Adagio и Allegro» Роберта Шумана может исполняться не только на виолончели, но и на скрипке, альте или валторне (для последней она и была написана). Ее название подчеркивает темповый контраст вступительного и основного разделов, первый из которых написан в медленном темпе Adagio, а второй — в быстром Allegro. На самом деле разных по темпу эпизодов здесь гораздо больше, о чем говорят авторские указания над нотными строками основного раздела: «Скоро и пылко — немного спокойнее — темп 1 — скорее». В противовес традиции, предписывавшей пользоваться итальянскими обозначениями темпа и характера, они даны на родном для композитора немецком языке. Музыку этой пьесы отличает гибкий мелодизм и эмоциональная открытость, столь свойственная этому композитору.
Преемственность поколений – «отзвук» стиля Шумана – чувствуется в цикле Пауля Хиндемита Три пьесы для виолончели и фортепиано. Название второй – Фантастическая, что сразу заставляет вспомнить фортепианный цикл «Фантастические пьесы» Шумана. В музыке этого раннего опуса Хиндемита также отчетливо ощущается романтический «след», хотя позднее композитор будет тяготеть к неоклассицизму.
Помимо сочинений для виолончели и фортепиано, в программу концерта вошли пьесы для нескольких виолончелей. Одна из них — Большой концертный дуэт для двух виолончелей Жака Оффенбаха. Этот композитор известен, в первую очередь, своими операми и опереттами, но писал Оффенбах и виолончельную музыку, тем более что он и сам был виолончелистом. Большой концертный дуэт — развернутая романтическая композиция в нескольких частях, из которых будут исполнены вторая и третья.
Прозвучат также три пьесы из op. 104 Юстуса Дотцауэра (1783-1860), немецкого композитора и виолончелиста. Музыкантам он знаком главным образом как создатель этюдов и упражнений для виолончели: ему принадлежат сборники «Виолончельная школа», «Восемнадцать этюдов нарастающей сложности», «Школа флажолетов» и другие.
В программу вошли также произведения, переложенные для дуэта виолончелей, — знаменитая Пассакалья Георга Фридриха Генделя из его Сюиты № 7 для скрипки и альта и «Танец Эльфов» Давида Поппера. Последняя пьеса, написанная изначально для виолончели и фортепиано, представляет собой образец жанра «вечного движения», в котором от начала до конца выдерживается единый быстрый темп и движение мелкими длительностями. Это произведение для настоящих виртуозов, каким и был его автор — выдающийся чешский виолончелист и композитор.
В концерте примут участие Петр Кондрашин, Арсений Безносиков, Арсений Котляревский (виолончель), Алина Смирнова, Игорь Котляревский (фортепиано).
Оксана Усова