28 января 2018
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
“На троих”
I отделение
Иоганнес Брамс
Соната для виолончели и фортепиано №1 ми минор, ор. 38
I. Allegro non troppo
II. Allegretto quasi Menuetto
III. Allegro
Арсений Безносиков (виолончель)
Алина Смирнова (фортепиано)
https://www.youtube.com/watch?v=EGscvPaT8c8
Роберт Шуман
Adagio и Allegro, op. 70
Петр Кондрашин (виолончель)
Игорь Котляревский (фортепиано)
https://www.youtube.com/watch?v=vTjixI0LAu0
Пауль Хиндемит
Три пьесы для виолончели и фортепиано, ор. 8
Capriccio
Phantasiestück
Scherzo
Арсений Котляревский (виолончель)
Игорь Котляревский (фортепиано)
https://www.youtube.com/watch?v=PIbkvUbPpCo
II отделение
Жак Оффенбах
Большой концертный дуэт для двух виолончелей, ор. 34 №1, 2 и 3 части
Петр Кондрашин (виолончель)
Арсений Безносиков (виолончель)
https://www.youtube.com/watch?v=c3S6GSKi73w
Георг Фридрих Гендель – Юхан Хальворсен
Пассакалия из Сюиты №7 (HWV 432) для скрипки и альта
Переложение для двух виолончелей Арсения Котляревского
Арсений Котляревский (виолончель)
Арсений Безносиков (виолончель)
https://www.youtube.com/watch?v=HXZg9rU7Fns
Давид Поппер
«Танец эльфов», ор. 39
Переложение для двух виолончелей Петра Кондрашина
Петр Кондрашин (виолончель)
Арсений Котляревский (виолончель)
https://www.youtube.com/watch?v=24uNi9VJEMc
Юстус Дотцауэр
Три пьесы для трех виолончелей из op. 104
Петр Кондрашин (виолончель)
Арсений Котляревский (виолончель)
Арсений Безносиков (виолончель)
https://www.youtube.com/watch?v=JO-unnkxHHs
https://www.youtube.com/watch?v=Z7fJQ0fAa9c
Густой, певучий голос виолончели привлекал многих композиторов начиная с XVII века. А в следующем – XVIII – столетии – она окончательно вытеснила с концертной сцены свою предшественницу виолу да гамба, заняв прочное положение среди самых «главных» инструментов. Для виолончели писали Бах и Гайдн, Шуман и Дворжак, Бриттен и Хиндемит. В концерте прозвучат как оригинальные произведения для этого инструмента, так и переложения, которых тоже существует великое множество.
Соната Иоганнеса Брамса № 1 ми минор (1865). Очень масштабное сочинение, по продолжительности звучания сопоставимое с Концертом для виолончели с оркестром Шумана. Имеет трехчастное строение, что для Брамса нетипично, обычно он писал сонатные циклы в четырех частях. Первая часть отличается элегическим настроением; она строится на трех вытекающих друг из друга темах, последняя из которых написана в жанре колыбельной. Необычно отсутствие в цикле медленной части — ее место занимает Allegretto quasi Menuetto («не очень скоро, в характере менуэта»). Конечно, это уже не такой менуэт, как у Гайдна или Моцарта. Здесь ощущается и вальсовое движение, а в среднем разделе танцевальность вообще отходит на второй план, уступая место лирическому высказыванию. Третья часть сонаты явно обнаруживает влияние баховской музыки, которое всегда было сильно в творчестве Брамса. Она начинается как фугато на тему, близкую многим темам Баха. Включаясь далее в сонатное развитие, эта тема проходит через разнообразные изменения и в конце становится основой для бурной романтической коды.
Пьеса «Adagio и Allegro» Роберта Шумана может исполняться не только на виолончели, но и на скрипке, альте или валторне (для последней она и была написана). Ее название подчеркивает темповый контраст вступительного и основного разделов, первый из которых написан в медленном темпе Adagio, а второй — в быстром Allegro. На самом деле разных по темпу эпизодов здесь гораздо больше, о чем говорят авторские указания над нотными строками основного раздела: «Скоро и пылко — немного спокойнее — темп 1 — скорее». В противовес традиции, предписывавшей пользоваться итальянскими обозначениями темпа и характера, они даны на родном для композитора немецком языке. Музыку этой пьесы отличает гибкий мелодизм и эмоциональная открытость, столь свойственная этому композитору.
Преемственность поколений – «отзвук» стиля Шумана – чувствуется в цикле Пауля Хиндемита Три пьесы для виолончели и фортепиано. Название второй – Фантастическая, что сразу заставляет вспомнить фортепианный цикл «Фантастические пьесы» Шумана. В музыке этого раннего опуса Хиндемита также отчетливо ощущается романтический «след», хотя позднее композитор будет тяготеть к неоклассицизму.
Помимо сочинений для виолончели и фортепиано, в программу концерта вошли пьесы для нескольких виолончелей. Одна из них — Большой концертный дуэт для двух виолончелей Жака Оффенбаха. Этот композитор известен, в первую очередь, своими операми и опереттами, но писал Оффенбах и виолончельную музыку, тем более что он и сам был виолончелистом. Большой концертный дуэт — развернутая романтическая композиция в нескольких частях, из которых будут исполнены вторая и третья.
Прозвучат также три пьесы из op. 104 Юстуса Дотцауэра (1783-1860), немецкого композитора и виолончелиста. Музыкантам он знаком главным образом как создатель этюдов и упражнений для виолончели: ему принадлежат сборники «Виолончельная школа», «Восемнадцать этюдов нарастающей сложности», «Школа флажолетов» и другие.
В программу вошли также произведения, переложенные для дуэта виолончелей, — знаменитая Пассакалья Георга Фридриха Генделя из его Сюиты № 7 для скрипки и альта и «Танец Эльфов» Давида Поппера. Последняя пьеса, написанная изначально для виолончели и фортепиано, представляет собой образец жанра «вечного движения», в котором от начала до конца выдерживается единый быстрый темп и движение мелкими длительностями. Это произведение для настоящих виртуозов, каким и был его автор — выдающийся чешский виолончелист и композитор.
В концерте примут участие Петр Кондрашин, Арсений Безносиков, Арсений Котляревский (виолончель), Алина Смирнова, Игорь Котляревский (фортепиано).
Оксана Усова