ChamberMusic.Ru

Концерты камерной музыки в Москве

  • Главная страница
  • Что здесь происходит?
  • Наши артисты

21/11/2017, Бетховенский зал. “Возвращение шедевров”

20/11/2017

21/11/2017, Бетховенский зал. “Возвращение шедевров”

21/11/2017, Бетховенский зал. “Возвращение шедевров”

21 ноября 2017
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)

“Возвращение шедевров”

I отделение

Роберт Шуман
Фортепианный квинтет ми-бемоль мажор, op. 44

I. Allegro brillante
II. In modo d’una marcia. Un poco largamente
III. Scherzo: Molto vivace
IV. Allegro ma non troppo

Анна Гришина (фортепиано)
Владимир Скляревский (скрипка)
Мария Бутакова (скрипка)
Любовь Токарева (альт)
Борис Лифановский (виолончель)

II отделение

Дмитрий Шостакович
Фортепианный квинтет соль минор, ор. 57

I. Prelude: Lento — Poco piu mosso — Lento
II. Fugue: Adagio
III. Scherzo: Allegretto
IV. Intermezzo: Lento
V. Finale: Allegretto

Вера Часовенная (фортепиано)
Владимир Скляревский (скрипка)
Екатерина Бутакова (скрипка)
Любовь Токарева (альт)
Борис Лифановский (виолончель)

Жанр фортепианного квинтета – не из самых популярных у композиторов. Даже такими знатоками камерной музыки, как Брамс, Шуберт, Шуман, Танеев, Шостакович, написано всего по одному фортепианному квинтету. Вероятно, по причине сложности этого жанра, требующего и сбалансированности ансамбля четырех струнных инструментов, и развитой, самостоятельной фортепианной партии.

Зато почти все известные фортепианные квинтеты – произведения самого высокого художественного уровня, при том, что ни один из них решительно не похож на другой. Программа концерта предоставит возможность слушателям оценить и сопоставить два квинтета великих композиторов – Роберта Шумана и Дмитрия Шостаковича.

Квинтет представляет собой традиционный четырехчастный цикл, принятый в камерной музыке, когда речь идет о трех и более участниках.

Первая часть – радостное Allegro brilliante (в переводе с итальянского означает «скоро, блестяще»). Главная роль в нем отводится фортепиано, в партии которого мы слышим и «шумановские» плотные аккорды, аккомпанирующие струнным, и основные мелодические темы. Начальная тема квинтета проходит через всю первую часть, волшебным образом преображаясь из бодрой и торжественной в трепетную лирическую. Вторая часть написана в характере марша, что указал и сам Шуман своей ремаркой.

О том, какой это марш, мы узнаем из первых же тактов. Минорный лад, равномерные строгие аккорды, характерный отрывистый ритм – все это признаки траурного марша. Есть здесь и светлое мажорное трио (средняя часть), традиционно присутствующее в похоронном марше. От себя Шуман вводит еще одно трио с беспокойной, порывистой темой.

Траурному маршу второй части контрастирует искрометное скерцо – третья часть квинтета. Оно также содержит два трио, добавляющие новые краски к основному «образу» веселья. Финал квинтета начинается в миноре, однако это музыка не мрачного, а, скорее, мужественного характера. По жанру это танец, который Шуман украшает введением двух фугато. Второе из них строится на основной теме первой части. Благодаря такой тематической «арке» квинтет приобретает еще большую цельность и завершенность.

Квинтет Дмитрия Шостаковича столь же известен, что и шумановский, но как они непохожи, «детища» разных исторических эпох! Квинтет Шостаковича был создан в 1940 г. по просьбе музыкантов из квартета имени Бетховена, с которым композитор тесно сотрудничал. В том же году состоялась премьера, имевшая триумфальный успех.

Квинтет получил признание и у слушателей, и у коллег Шостаковича – композиторов и критиков. Произведение написано в форме пятичастного цикла, где первым двум частям даны названия полифонических жанров прелюдии и фуги. В этом усматривается влияние Баха – композитора, с которым Шостакович ощущал творческую связь.

В самой музыке также чувствуется баховская барочная экспрессия, хотя музыкальный язык здесь принадлежит только одному автору – Шостаковичу.

Третью часть, скерцо, тоже трудно спутать с музыкой других композиторов. Гротескное сочетание регистров, характерная «кривляющаяся» тема, эпизоды намеренного музыкального примитива – все это «выдает» стиль Шостаковича.

Четвертая часть переносит слушателей в совсем иную образную плоскость. Это размышление о Руси, России, ее сложной и трагической судьбе. Медленная тема начала части очень близка «русским» мелодиям Мусоргского, что неслучайно: во время написания квинтета Шостакович работал над оркестровкой оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Финал квинтета отмечен особой театральностью. В нем словно сталкиваются разнообразные персонажи – смешные, щеголеватые, таинственные. Но неожиданно в самой середине воображаемого действия звучит «крик»: струнные без фортепиано исполняют протестующую, сверхэмоциональную музыкальную фразу, после которой возвращается прежняя «театральная» музыка. В этом – весь Шостакович, композитор, зачастую скрывавший острейшие внутренние конфликты под веселой беззаботной маской.

В концерте примут участие Мария Бутакова (скрипка), Владимир Скляревский (скрипка), Любовь Токарева (альт), Борис Лифановский (виолончель), Вера Часовенная (фортепиано), Анна Гришина (фортепиано).

Оксана Усова

Похожие концерты:

  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович10/06/2018 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович
  • 16/05/2017, Бетховенский зал. “Труба соло и в ансамблях”07/05/2017 16/05/2017, Бетховенский зал. “Труба соло и в ансамблях”
  • 18/01/2016. Дом на Знаменке. Концерт солистов оркестра Большого театра12/01/2016 18/01/2016. Дом на Знаменке. Концерт солистов оркестра Большого театра
  • 18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»18/04/2017 18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»
  • 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”13/02/2019 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”
  • 4/10/2013. Рахманиновский зал. Фестиваль Ars longa. Большой театр. Опера и не только.04/10/2013 4/10/2013. Рахманиновский зал. Фестиваль Ars longa. Большой театр. Опера и не только.
  • 16/06/2013. Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра Большого театра15/06/2013 16/06/2013. Бетховенский зал Большого театра. Концерт солистов оркестра Большого театра
  • Мск, 9/10/2011. Vox Populi. Фестиваль Ars Longa – концерт по заявкам. Рахманиновский зал04/10/2011 Мск, 9/10/2011. Vox Populi. Фестиваль Ars Longa – концерт по заявкам. Рахманиновский зал

Раздел: альт, виолончель, квинтет, скрипка, струнные, фортепианный квинтет Метки: Анна Гришина, Борис Лифановский, Владимир Скляревский, Дмитрий Шостакович, Екатерина Бутакова, Любовь Токарева, Мария Бутакова, Роберт Шуман

  • Facebook
  • RSS
  • YouTube

Ближайшие концерты

  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 22/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)
  • 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”
  • 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)
  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович

Рубрики

Метки

Александр Калашков Александр Майборода Алексей Корнильев Алексей Раев Андрей Рудометкин Анна Гришина Антонио Вивальди Бетховенский зал Большого театра Борис Лифановский Вера Часовенная Владимир Скляревский Вольфганг Амадей Моцарт Вячеслав Чухнов Густав Малер Дмитрий Лиманцев Дмитрий Шостакович Жан Франсе Игорь Стравинский Илья Соколов Иоганн Себастьян Бах Иоганнес Брамс Карэн Шахгалдян Кирилл Филатов Клод Дебюсси Константин Семенов Любовь Токарева Людвиг ван Бетховен Михаил Цинман Наталья Береславцева Николай Попов Ольга Жмаева Оркестр Большого театра Павел Степин Пауль Хиндемит Петр Кондрашин Петр Чайковский Роберт Шуман Роман Янчишин Сергей Лысенко Сергей Петров Сергей Прокофьев Сергей Рахманинов Ференц Лист Франц Шуберт Яков Кацнельсон
Сайт презентации квартета Большого театра, с которого когда-то начался ChamberMusic.Ru

Производство

ChamberMusic.Ru

RSS ClassicalMusicNews.Ru

  • Оперы и книга: приращение смысла 20/01/2021
  • Коварство и любовь: лучшие оперные арии барокко прозвучат в Большом зале филармонии 20/01/2021
  • Российская премьера фортепианного концерта Томаса Адеса пройдет в Новосибирске 20/01/2021
  • В «Новой опере» открылся VIII Крещенский фестиваль 20/01/2021
  • Стартовал Второй Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета в Москве 20/01/2021

Copyright &copy 2004-2017, ChamberMusic.Ru
Все права удерживаются