13 января 2017
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
“Арфа соло и в ансамблях“
I отделение
Борис Шереметьев
«Я вас любил» на стихи Александра ПушкинаЯков Фельдман
«Ямщик, не гони лошадей» на стихи Николая фон Риттера
Эраст Абаза
«Утро туманное» на стихи Ивана Тургенева
Петр Булахов
«Гори, гори моя звезда» на стихи Владимира Чуевского
Николай Казанский (баритон)
Ника Рябчиненко (арфа)
Александр Варламов
«Что мне жить и тужить»
Александр Варламов
«Красный сарафан» на стихи Николая Цыганова
Александр Дюбюк
«Не брани меня, родная» на стихи Алексея Разоренова
Михаил (Николай) Шишкин
«Ночь светла» на стихи М. Языкова
Переложение для голоса и арфы Ирины Кайновой
Дарья Зыкова (сопрано)
Ника Рябчиненко (арфа)
Ференц Лист
«Соловей». Фортепианная транскрипция романса Александра Алябьева
Переложение для арфы Анриетты Ренье
Ника Рябчиненко (арфа)
Ирина Кайнова
Фантазия для ирландской арфы «Ружа кветка»
Посвящается Нике Рябчиненко
Ника Рябчиненко (ирландская арфа)
II отделение
Франсуа Адриен Буальдье
Дуэт №4 ми-бемоль мажор для арфы и фортепиано
Анна Гришина (фортепиано)
Ника Рябчиненко (арфа)
Иоганн Себастьян Бах
«Пьеса in sol»
Ника Рябчиненко (арфа)
Карл Райнеке
«Ярмарочная сцена» из цикла «Три фантастические пьесы» для альта и фортепиано, соч. 43
Ольга Жмаева (альт)
Ника Рябчиненко (арфа)
Элиас Пэриш-Альварс
Романс, соч. 56
Ника Рябчиненко (арфа)
Жан-Мишель Дамаз
Сицилиана с вариациями
Ника Рябчиненко (арфа)
Елена Богданова
«Витражи весны», сюита для флейты и арфы в трех частях:
1. Март-протальник
2. Апрель-бокогрей
3. Май-светозарник
Галина Эрман (флейта)
Ника Рябчиненко (арфа)
В первом отделении прозвучат русские романсы XIX-XX веков в переложении для арфы и голоса. Большинство из них в России широко известны и любимы; музыка или слова некоторых романсов даже считаются народными. Тем не менее, история сохранила имена их авторов – людей зачастую с неординарными характерами и судьбами, в которых отразилась современная им эпоха.
Так, создатель романса «Я вас любил» на стихи Пушкина Борис Сергеевич Шереметев вовсе не был профессиональным композитором. Он получил воспитание в престижном Пажеском корпусе, служил в Преображенском полку, но главным делом его жизни было руководство знаменитым Странноприимным домом в Москве. Музыкант-любитель, Шереметев стал автором нескольких вокальных и фортепианных пьес. Среди них и уже упомянутый романс, который и сейчас широко исполняется на концертной эстраде.
Не имели серьезного музыкального образования и братья Абаза, служившие гвардейскими офицерами в Царском селе, что не мешало им исполнять и сочинять романсы и песни. Один из братьев, предположительно Эраст Аггеевич Абаза, решил положить на музыку стихотворение Ивана Тургенева «В дороге», начинавшееся словами «Утро туманное, утро седое». Так родился знаменитый романс. Уже в наши дни Эрасту Абазе был установлен памятник с высеченной на нем нотной строкой из романса.
Конечно, романсы писали не только «дилетанты» от музыки. Например, Александр Дюбюк был известным композитором и авторитетным педагогом, преподававшим в Московской консерватории в первые же годы после ее открытия. В концерте прозвучит его романс «Не брани меня, родная» (стихи Алексея Разоренова).
Шедевр русской песенной лирики – романс «Гори, гори, моя звезда» – принадлежит перу композитора Петра Булахова (слова Владимира Чуевского). Едва ли автор мог предположить, что этот романс будет расценен как «белогвардейский» и запрещен к исполнению. Но так и случилось после октябрьского переворота 1917 г. Популярность вернулась к сочинению в 50-е-60-е годы XX века, когда запрет был снят.
Музыкант Яков Фельдман, создатель романса «Ямщик, не гони лошадей» (стихи Николая фон Риттера), жил в эпоху распространения звукозаписи и кинематографа, варьете и музкомедии. Своего «Ямщика» Фельдман написал в 1914 г., будучи дирижером оркестра варьете в Воронеже. Уже через два года романс был записан сразу несколькими исполнителями и по его мотивам был даже снят немой художественный фильм.
В концерте будут исполнены также сочинения классика русского романса Александра Варламова – «Не тужи, родимая» и «Красный сарафан». А романс «Соловей» Александра Алябьева публика услышит в виде фортепианной транскрипции Ференца Листа (переложение для арфы Анриетты Ренье).
Произведение «на стыке» инструментальной и вокальной музыки – Фантазия для ирландской арфы «Ружа кветка» современного композитора Ирины Кайновой. В переводе с белорусского «ружа кветка» означает «красный цветок». Так называется белорусская народная песня, в которой поется о матери, потерявшей ребенка. Фантазия посвящена исполнительнице Нике Рябчиненко.
Во втором отделении прозвучат инструментальные произведения композиторов разных национальных традиций. Немецкая музыка будет представлена сочинениями И. С. Баха и Карла Райнеке. Баховская Преамбула из Партиты соль мажор – выигрышная пьеса для исполнения на арфе. Оживленные пассажи и арпеджио, четко артикулированные аккорды отлично звучат в арфовом варианте.
Пьеса Карла Райнеке «Ярмарочная сцена» для фортепиано и альта входит в цикл «Три фантастические пьесы». Это название Рейнеке явно «позаимствовал» у своего соотечественника – великого немецкого романтика Роберта Шумана, у которого есть аналогичный цикл для фортепиано. Пьеса Райнеке построена как рондо, в котором задает тон непринужденная «танцевальная» основная тема.
Ника Рябчиненко исполнит также Романс op. 56 английского автора Элиаса Пэриш-Алварса (1808-1849). Это был выдающийся исполнитель-арфист и крупный композитор, писавший для этого инструмента. В числе его опусов – переложение для арфы виртуозных фортепианных этюдов Шопена. Романс op. 56 написан в мелодичном, камерном стиле и напоминает «Песни без слов» Мендельсона.
Дуэт для фортепиано и арфы ми-бемоль мажор сочинен французским композитором Франсуа Буальдье, жившим в конце XVIII – начале XIX века. Буальде добился большого успеха на оперном поприще. Он писал оперы в том числе и для русской сцены, числясь придворным капельмейстером Александра I.
В концерте прозвучит Сицилиана с вариациями для арфы соло другого французского автора – Жана-Мишеля Дамаза (1928-2013). Музыкальное образование он получил в Парижской консерватории как пианист и композитор. Творчество Дамаза относят к неоклассическому направлению, популярному в XX веке.
Завершит вечер сюита для флейты и арфы «Витражи весны» современного композитора Елены Богдановой.
В концерте участвуют солистка Большого театра Ника Рябчиненко (арфа) и ее коллеги Дарья Зыкова (сопрано), Николай Казанский (баритон), Ольга Жмаева (альт), Галина Эрман (флейта), Анна Гришина (фортепиано).
Оксана Усова
Добавить комментарий