31 января 2018
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)
“К 220-летию Франца Шуберта”. Концерт первый
I отделение
Франц ШУБЕРТ
«На стремнине», D. 943
Владимир Скляревский (скрипка)
Александр Парсаданов (контрабас)
Анна Расина (фортепиано)
Соната «Арпеджионе» ля минор, D. 821
I. Allegro moderato
II. Adagio
III. Allegretto
Александр Парсаданов (контрабас)
Анна Расина (фортепиано)
«К музыке» на стихи Франца фон Шобера, D. 547
«Гретхен за прялкой» на стихи Иоганна Вольфганга фон Гете, D. 118
«Ты мой покой» на стихи Фридриха Рюккерта, D. 776
Екатерина Щербаченко (сопрано)
Александр Праведников (фортепиано)
«Лесной царь», D. 328
Переложение для скрипки и виолончели
Владимир Скляревский (скрипка)
Борис Лифановский (виолончель)
Экспромт соль-бемоль мажор, ор. 90 №3
Экспромт ля-бемоль мажор, ор. 90 №4
Александр Праведников (фортепиано)
«Форель» на стихи Кристиана Фридриха Шубарта, D. 550
«Ночные фиалки» на стихи Иоганна Майрхофера, D. 752
«Баркарола» на стихи Фридриха Леопольда фон Штольберга, D. 774
Екатерина Щербаченко (сопрано)
Александр Праведников (фортепиано)
II отделение
Франц ШУБЕРТ
Фортепианный квинтет ля мажор «Форель», D. 667
I. Allegro vivace
II. Andante
III. Scherzo. Presto
IV. Tema con variazione. Andantino
V. Finale. Allegro giusto
Владимир Скляревский (скрипка)
Михаил Ковальков (альт)
Борис Лифановский (виолончель)
Александр Парсаданов (контрабас)
Анна Расина (фортепиано)
https://www.youtube.com/watch?v=GNbQgG61PFU
Франц Шуберт — композитор-романтик «номер один», создатель песен, симфоний, сонат, квартетов. Он прожил короткую (умер в возрасте тридцати одного года) и нелегкую жизнь, постоянно страдая от материальных трудностей, но успел сочинить огромное количество произведений. И многие из них – подлинные шедевры.
Перу Шуберта принадлежат более шестисот сочинений в жанре песни, который он поднял на небывалую художественную высоту. Песни Шуберта — это тонкая взаимосвязь музыки и слова, прекрасные, легко ложащиеся на память мелодии, выразительная фортепианная партия. Возможно, две его самые известные песни — «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь» на слова И.В. фон Гете. Первая написана на текст из «Фауста»: это песня Маргариты, которую она поет, думая о покорившем ее сердце Фаусте. Монотонное движение прялки изображает равномерно «кружащийся» аккомпанемент; над ним словно «плывет» вокальная мелодия, в которой появляются то напевные, то декламационные интонации. Произведение написано в куплетной форме, однако каждый куплет отличается от предыдущего деталями вокальной и фортепианной партии. После кульминации в третьем куплете на словах «его поцелуй» возвращается начальные фразы песни, которые героиня как будто забывает допеть, погрузившись в свои переживания.
«Лесной царь» — образец (один из первых) романтической баллады. В нем есть все признаки этого жанра: напряженно развивающийся сюжет, мрачная обстановка действия, катастрофическая развязка. Несмотря на то, что песню исполняет один певец, мы слышим реплики трех персонажей — всадника, мчащегося через лес, его умирающего сына и фантастического Лесного царя, голос которого чудится мальчику. Фортепианная партия здесь играет в равной степени изобразительную и выразительную роль: она передает и стук копыт, и тревогу отца и сопереживающего героям рассказчика.
В концерте прозвучат еще несколько песен Шуберта — лирические «Ты мой покой» («Du bist die Ruh») на стихи Ф. Рюккерта и «Ночные фиалки» («Nachtviolen») на стихи И. Майрхофера, благородный гимн «К музыке» («An die Musik») на стихи Ф. фон Шобера и знаменитая «Баркарола» («Auf dem Wasser zu Singen») на стихи Ф. Л. фон Штольберга. Последняя песня являет собой еще один образец гениальной звуко- и цветописи Шуберта: слушая ее, мы почти в реальности видим водную гладь, подсвеченную золотисто-розовыми закатными лучами.
Песня имела первостепенное значение в творчестве Шуберта. В его инструментальных сочинениях отчетливо ощущается песенное влияние, а порой даже звучат темы песен. Так происходит в фортепианном квинтете ля мажор, известном как квинтет «Форель»: темой вариаций его четвертой части Шуберт сделал мелодию своей песни «Форель». Этот квинтет можно в определенном смысле назвать «легкой» музыкой своего времени, предназначенной для непринужденного «общения» музыкантов друг с другом и со слушателями. Однако по мастерству выполнения этот квинтет стоит на одном уровне с самыми серьезными произведениями Шуберта.
Фортепианные композиции Шуберта также во многом проникнуты «песенностью». Так, в Экспромте соль-бемоль мажор op. 90 № 3 слышится напевная мелодия в мягком меццо-сопрановом регистре, сопровождаемая струящимися фигурациями. Экспромт ля-бемоль мажор ор. 90 №4, напротив, содержит образцы типично фортепианной фактуры: арпеджио, словно серебряный дождь спускающееся с высокого регистра, полнозвучные аккорды, разнообразные подголоски.
Лирический дар Шуберта ярко раскрывается в сонате для арпеджионе и фортепиано ля минор (1824), которую нередко называют просто сонатой «Арпеджионе». Она стала одним из первых сочинений для инструмента арпеджионе — своеобразного гибрида виолончели и гитары, созданного венским мастером Иоганном Штауфером. Судьба этого инструмента оказалась недолгой — в отличие от сонаты Шуберта. Сейчас ее обычно исполняют на виолончели или альте, но в концерте она прозвучит в переложении для контрабаса. Мелодический стиль и эмоциональный строй этого сочинения очень близок альтовой сонате Михаила Глинки, которая появилась почти в то же время — в 1825 году. В обеих сонатах чувствуется опора на бытовой романс, который «в руках» и у того, и у другого композитора усложняется и поэтизируется. В третьей части сонаты Шуберта также звучат интонации австрийских танцев — еще одного источника его вдохновения.
В концерте примут участие Екатерина Щербаченко (сопрано), Владимир Скляревский (скрипка), Михаил Ковальков (альт), Борис Лифановский (виолончель), Александр Парсаданов (контрабас), Анна Расина (фортепиано), Александр Праведников (фортепиано).
Оксана Усова