ChamberMusic.Ru

Концерты камерной музыки в Москве

  • Главная страница
  • Что здесь происходит?
  • Наши артисты

31/01/2018, Бетховенский зал. “К 220-летию Франца Шуберта”. Концерт первый

26/01/2018

31/01/2018, Бетховенский зал. “К 220-летию Франца Шуберта”. Концерт первый

31/01/2018, Бетховенский зал. “К 220-летию Франца Шуберта”. Концерт первый

31 января 2018
Начало в 19.30
Бетховенский зал Большого театра России
(Театральная пл., 1)

“К 220-летию Франца Шуберта”. Концерт первый

I отделение

Франц ШУБЕРТ

«На стремнине», D. 943

Владимир Скляревский (скрипка)
Александр Парсаданов (контрабас)
Анна Расина (фортепиано)

Соната «Арпеджионе» ля минор, D. 821

I. Allegro moderato
II. Adagio
III. Allegretto

Александр Парсаданов (контрабас)
Анна Расина (фортепиано)

«К музыке» на стихи Франца фон Шобера, D. 547
«Гретхен за прялкой» на стихи Иоганна Вольфганга фон Гете, D. 118
«Ты мой покой» на стихи Фридриха Рюккерта, D. 776

Екатерина Щербаченко (сопрано)
Александр Праведников (фортепиано)

«Лесной царь», D. 328
Переложение для скрипки и виолончели

Владимир Скляревский (скрипка)
Борис Лифановский (виолончель)

Экспромт соль-бемоль мажор, ор. 90 №3
Экспромт ля-бемоль мажор, ор. 90 №4

Александр Праведников (фортепиано)

«Форель» на стихи Кристиана Фридриха Шубарта, D. 550
«Ночные фиалки» на стихи Иоганна Майрхофера, D. 752
«Баркарола» на стихи Фридриха Леопольда фон Штольберга, D. 774

Екатерина Щербаченко (сопрано)
Александр Праведников (фортепиано)

II отделение

Франц ШУБЕРТ

Фортепианный квинтет ля мажор «Форель», D. 667

I. Allegro vivace
II. Andante
III. Scherzo. Presto
IV. Tema con variazione. Andantino
V. Finale. Allegro giusto

Владимир Скляревский (скрипка)
Михаил Ковальков (альт)
Борис Лифановский (виолончель)
Александр Парсаданов (контрабас)
Анна Расина (фортепиано)

Скачать (PDF, 3.01MB)

Франц Шуберт — композитор-романтик «номер один», создатель песен, симфоний, сонат, квартетов. Он прожил короткую (умер в возрасте тридцати одного года) и нелегкую жизнь, постоянно страдая от материальных трудностей, но успел сочинить огромное количество произведений. И многие из них – подлинные шедевры.

Перу Шуберта принадлежат более шестисот сочинений в жанре песни, который он поднял на небывалую художественную высоту. Песни Шуберта — это тонкая взаимосвязь музыки и слова, прекрасные, легко ложащиеся на память мелодии, выразительная фортепианная партия. Возможно, две его самые известные песни — «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь» на слова И.В. фон Гете. Первая написана на текст из «Фауста»: это песня Маргариты, которую она поет, думая о покорившем ее сердце Фаусте. Монотонное движение прялки изображает равномерно «кружащийся» аккомпанемент; над ним словно «плывет» вокальная мелодия, в которой появляются то напевные, то декламационные интонации. Произведение написано в куплетной форме, однако каждый куплет отличается от предыдущего деталями вокальной и фортепианной партии. После кульминации в третьем куплете на словах «его поцелуй» возвращается начальные фразы песни, которые героиня как будто забывает допеть, погрузившись в свои переживания.

«Лесной царь» — образец (один из первых) романтической баллады. В нем есть все признаки этого жанра: напряженно развивающийся сюжет, мрачная обстановка действия, катастрофическая развязка. Несмотря на то, что песню исполняет один певец, мы слышим реплики трех персонажей — всадника, мчащегося через лес, его умирающего сына и фантастического Лесного царя, голос которого чудится мальчику. Фортепианная партия здесь играет в равной степени изобразительную и выразительную роль: она передает и стук копыт, и тревогу отца и сопереживающего героям рассказчика.

В концерте прозвучат еще несколько песен Шуберта — лирические «Ты мой покой» («Du bist die Ruh») на стихи Ф. Рюккерта и «Ночные фиалки» («Nachtviolen») на стихи И. Майрхофера, благородный гимн «К музыке» («An die Musik») на стихи Ф. фон Шобера и знаменитая «Баркарола» («Auf dem Wasser zu Singen») на стихи Ф. Л. фон Штольберга. Последняя песня являет собой еще один образец гениальной звуко- и цветописи Шуберта: слушая ее, мы почти в реальности видим водную гладь, подсвеченную золотисто-розовыми закатными лучами.

Песня имела первостепенное значение в творчестве Шуберта. В его инструментальных сочинениях отчетливо ощущается песенное влияние, а порой даже звучат темы песен. Так происходит в фортепианном квинтете ля мажор, известном как квинтет «Форель»: темой вариаций его четвертой части Шуберт сделал мелодию своей песни «Форель». Этот квинтет можно в определенном смысле назвать «легкой» музыкой своего времени, предназначенной для непринужденного «общения» музыкантов друг с другом и со слушателями. Однако по мастерству выполнения этот квинтет стоит на одном уровне с самыми серьезными произведениями Шуберта.

Фортепианные композиции Шуберта также во многом проникнуты «песенностью». Так, в Экспромте соль-бемоль мажор op. 90 № 3 слышится напевная мелодия в мягком меццо-сопрановом регистре, сопровождаемая струящимися фигурациями. Экспромт ля-бемоль мажор ор. 90 №4, напротив, содержит образцы типично фортепианной фактуры: арпеджио, словно серебряный дождь спускающееся с высокого регистра, полнозвучные аккорды, разнообразные подголоски.

Лирический дар Шуберта ярко раскрывается в сонате для арпеджионе и фортепиано ля минор (1824), которую нередко называют просто сонатой «Арпеджионе». Она стала одним из первых сочинений для инструмента арпеджионе — своеобразного гибрида виолончели и гитары, созданного венским мастером Иоганном Штауфером. Судьба этого инструмента оказалась недолгой — в отличие от сонаты Шуберта. Сейчас ее обычно исполняют на виолончели или альте, но в концерте она прозвучит в переложении для контрабаса. Мелодический стиль и эмоциональный строй этого сочинения очень близок альтовой сонате Михаила Глинки, которая появилась почти в то же время — в 1825 году. В обеих сонатах чувствуется опора на бытовой романс, который «в руках» и у того, и у другого композитора усложняется и поэтизируется. В третьей части сонаты Шуберта также звучат интонации австрийских танцев — еще одного источника его вдохновения.

В концерте примут участие Екатерина Щербаченко (сопрано), Владимир Скляревский (скрипка), Михаил Ковальков (альт), Борис Лифановский (виолончель), Александр Парсаданов (контрабас), Анна Расина (фортепиано), Александр Праведников (фортепиано).

Оксана Усова

Похожие концерты:

  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович10/06/2018 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович
  • 16/05/2017, Бетховенский зал. “Труба соло и в ансамблях”07/05/2017 16/05/2017, Бетховенский зал. “Труба соло и в ансамблях”
  • 18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»18/04/2017 18/04/2017. Бетховенский зал. «Любите ли вы Брамса?»
  • 14/05/2014, Бетховенский зал. “Любовь поэта”11/05/2014 14/05/2014, Бетховенский зал. “Любовь поэта”
  • 11/03/2014. Бетховенский зал Большого театра. Вера Часовенная (фортепиано). Солисты оркестра Большого театра20/02/2014 11/03/2014. Бетховенский зал Большого театра. Вера Часовенная (фортепиано). Солисты оркестра Большого театра
  • 2/03/2009. “Фагот + Виолончель”. Андрей Рудометкин (фагот), Борис Лифановский (виолончель)02/03/2009 2/03/2009. “Фагот + Виолончель”. Андрей Рудометкин (фагот), Борис Лифановский (виолончель)
  • 21/11/2017, Бетховенский зал. “Возвращение шедевров”20/11/2017 21/11/2017, Бетховенский зал. “Возвращение шедевров”
  • 18/01/2016. Дом на Знаменке. Концерт солистов оркестра Большого театра12/01/2016 18/01/2016. Дом на Знаменке. Концерт солистов оркестра Большого театра

Раздел: альт, виолончель, вокал, квинтет, контрабас, скрипка, соната, сопрано, струнные, фортепианный квинтет, фортепиано Метки: Александр Парсаданов, Александр Праведников, Анна Расина, Борис Лифановский, Владимир Скляревский, Екатерина Щербаченко, Михаил Ковальков, Франц Шуберт

  • Facebook
  • RSS
  • YouTube

Ближайшие концерты

  • 26/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Камерная музыка Иоганнеса Брамса
  • 22/03/2019, Бетховенский зал Большого театра. Юрий Лоевский (виолончель), Павел Домбровский (фортепиано)
  • 13/02/2019, Бетховенский зал Большого театра. “Альфа и омега”
  • 2/12/2018, Бетховенский зал Большого театра. 4Cellos (revisited)
  • 10/06/2018, Бетховенский зал. Шуберт, Бетховен и Шостакович

Рубрики

Метки

Александр Калашков Александр Майборода Алексей Корнильев Алексей Раев Андрей Рудометкин Анна Гришина Антонио Вивальди Бетховенский зал Большого театра Борис Лифановский Вера Часовенная Владимир Скляревский Вольфганг Амадей Моцарт Вячеслав Чухнов Густав Малер Дмитрий Лиманцев Дмитрий Шостакович Жан Франсе Игорь Стравинский Илья Соколов Иоганн Себастьян Бах Иоганнес Брамс Карэн Шахгалдян Кирилл Филатов Клод Дебюсси Константин Семенов Любовь Токарева Людвиг ван Бетховен Михаил Цинман Наталья Береславцева Николай Попов Ольга Жмаева Оркестр Большого театра Павел Степин Пауль Хиндемит Петр Кондрашин Петр Чайковский Роберт Шуман Роман Янчишин Сергей Лысенко Сергей Петров Сергей Прокофьев Сергей Рахманинов Ференц Лист Франц Шуберт Яков Кацнельсон
Сайт презентации квартета Большого театра, с которого когда-то начался ChamberMusic.Ru

Производство

ChamberMusic.Ru

RSS ClassicalMusicNews.Ru

  • Лариса Кириллина: «Судьба каждого из русских покровителей Бетховена весьма примечательна и «кинематографична» 05/02/2023
  • Ушел из жизни режиссер Юрген Флимм 04/02/2023
  • Николай Кузнецов даст благотворительный концерт в поддержку Анастасиевской часовни 04/02/2023
  • В Петербурге открыли памятник дирижёру Горковенко 04/02/2023
  • Мировая премьера сочинения Владимира Мартынова – в новой программе Владимира Спивакова 03/02/2023

Copyright &copy 2004-2017, ChamberMusic.Ru
Все права удерживаются