4 ЯНВАРЯ 2005

МАЛЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Начало концерта в 19.00

Вход свободный

 

Схема проезда

 

Главная страница


Большой театр России

Большой театр

 

Информационная поддержка

Lifanovsky.com



Антонин Дворжак

Антонин Дворжак

(1841-1904)

 

Крупнейший чешский композитор 19 в.

Дворжак родился 8 сентября 1841 в деревне Нелагозевес (под Прагой) в семье мясника, владельца постоялого двора. Хотя мальчику было предназначено продолжать отцовское дело, он усердно занимался игрой на скрипке и в возрасте 16 лет отправился в Прагу с целью продолжить музыкальное образование. Там он зарабатывал на жизнь игрой в городских оркестрах.

В конце концов он получил место альтиста в оркестре Чешского
национального театра, которым руководил выдающийся чешский композитор Б. Сметана.

В 1875 году, благодаря содействию И. Брамса, Дворжаку удалось получить государственную стипендию. Брамс также помог молодому композитору и в публикации его сочинений у известного венского издателя Зимрока.

Вскоре Дворжак завоевал достаточно широкую известность: его неоднократно приглашали с концертами в Англию, а в 1892 он стал
директором Национальной консерватории в Нью-Йорке и занимал этот пост в течение трех лет. Однако тоска по родине заставила Дворжака вернуться в Прагу, где он возглавил консерваторию в 1901.

Умер Дворжак в Праге 1 мая 1904.

Дворжак, как и его соотечественник Сметана, синтезировал в своем творчестве общеевропейские и специфически национальные элементы. Однако, если идеалом Сметаны было искусство Листа, то Дворжак, представитель более молодого поколения, основывался на достижениях Бетховена, Шуберта и Брамса.

Самые крупные творческие удачи Дворжака связаны с непрограммной симфонией, камерно-инструментальными и романсовыми жанрами, церковной музыкой; две из десяти его опер – Русалка (одно из лучших произведений композитора) и Черт и
Кача – до сих ставятся на европейских сценах.

Стиль композитора отличается богатством мелодизма, оригинальностью ритмики (часто связанной с фольклорными источниками) и красочным оркестровым письмом. Дворжак испытал сильное влияние Брамса, но в целом его творчество, безусловно, нос ярко выраженгные индивидуальные черты.

Кульминационными в творческом отношении стали для Дворжака три года, проведенных в Америке, когда одно за другим появлялись его лучшие сочинения – Девятая (ранее считавшаяся Пятой) симфония ми минор, носящая название "Из Нового Света", – в ней темы, сочиненные под впечатлением от индейских и негритянских напевов,
сочетаются с типично чешскими мелодиями; виолончельный концерт си минор – одно из лучших произведений данного жанра в мировой литературе; вдохновенный струнный квартет фа мажор (Американский) – он был написан Дворжаком в Спиллвилле (шт.
Айова) и, подобно симфонии, содержит индейские и негритянские мотивы; полные искреннего благоговения Библейские песни на старые чешские тексты – в них особенно глубоко запечатлена тоска музыканта по родине.

Следует упомянуть еще целый ряд сочинений – Славянские танцы (написанные для фортепианного дуэта, а затем переложенные автором для оркестра) – наиболее популярное произведение чешского мастера, Пятую симфонию фа мажор (ранее – Третья), скрипичный концерт, а также в камерных жанрах – Второй фортепианный квинтет ля мажор, фортепианное трио Думки, разного рода фантазии на темы чешских танцев, многочисленные фортепианные пьесы, в том числе цикл Юморески (седьмая из пьес цикла существует ныне во множестве аранжировок).

Среди церковных композиций Дворжака выделяются поэтичная Stabat Mater, величественный Te Deum, трогательный реквием – все это произведения для солистов, хора и оркестра.

 


 Copyright © 2004-2005, Квартет Большого театра.

Электронная почта: info@chambermusic.ru  

"Большой театр" является зарегистрированной торговой маркой. Название "Квартет Большого театра" используется с разрешения правообладателя.