4 ЯНВАРЯ 2005

МАЛЫЙ ЗАЛ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Начало концерта в 19.00

Вход свободный

 

Схема проезда

 

Главная страница


Большой театр России

Большой театр

 

Информационная поддержка

Lifanovsky.com



Иоганнес Брамс

Иоганнес Брамс

(1833—1897)

 

Немецкий композитор, пианист, дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем
у Э. Марксена. Испытывая нужду, работал тапёром, давал частные уроки. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство ранних сочинений позже уничтожил.

В возрасте 20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи
совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, Й. Иоахимом и Р. Шуманом.

В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе друзей музыки.

В середине 70-х гг. Брамс целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует.

В обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и последователей Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к какому-либо из этих направлений, Брамс глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые обогатил романтическим содержанием. Музыка Брамса воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество, проникнута порывистостью, мятежностью, трепетным лиризмом. Импровизационный склад
сочетается в ней со строгой логикой развития.

Музыкальное наследие композитора обширно и охватывает многие жанры (за исключением оперы). 4 симфонии Брамса, из которых особенно выделяется последняя, — одно из высших достижений симфонизма 2-й пол. 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Брамс понимал циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определённой поэтической идеей. По художественной значимости к симфониям Брамса примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Брамса (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра. Большой известностью пользуется также 2-й фортепианный концерт (1881).

Из вокально-оркестровых сочинений Брамса наиболее значителен «Немецкий реквием» (1868) с его эпическим размахом и проникновенной лирикой.

Разнообразна вокальная музыка Брамса, видное место в которой занимают обработки народных песен.

Произведения камерно-инструментального жанра относятся преимущественно к раннему (1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.) и к позднему периодам жизни Брамса, когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая
направленность (2-е и 3-е фортепианное трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано и др.).

Фортепианные произведения Брамса отличаются контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой. Начав с сонат,
Брамс в дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры. В фортепианных вальсах и «Венгерских танцах» выразилось увлечение Брамса венгерским фольклором.

В последний период творчества Брамс создал фортепианные произведения камерного плана (интермеццо, каприччио).

Для хора с оркестром — Немецкий реквием (1868), Песнь судьбы, Триумфальная песнь (обе — 1871), на тексты И. В. Гёте — кантата Ринальдо (1868), Рапсодия (1869), Песнь Парок (1882);

для оркестра — 4 симфонии (1876—85), 2 серенады (1857—60),
Вариации на тему Й. Гайдна (1873), Академическая и Трагическая увертюры (1881);

концерты для инструментов с оркестром — 2 для фортепиано (1858, 1881), для скрипки (1878), двойной для скрипки и виолончели (1887);

камерно-инструментальные ансамбли — сонаты (3 для скрипки и фортепиано, 1878—88; 2 для виолончели и фортепиано, 1862—86; 2 для кларнета и фортепиано, 1894), 3 фортепианных трио (1853—1886), трио для фортепиано, скрипки и валторны (1865), для фортепиано, кларнета и виолончели (1891), 3 струнных квартета (1861—75), 2 струнных квинтета (1882—90), фортепианный квинтет (1862), квинтет для кларнета и струнных (1891); для фортепиано в 2 руки — 3 сонаты (1852—53), вариации на тему Р. Шумана (1854), вариации и фуга на тему Г. Ф. Генделя (1861), баллады, фантазии, рапсодии, интермеццо, каприччио; для фортепиано в 4 руки — 4 тетради Венгерских танцев, Песни любви — вальсы (1874), Новые песни любви — вальсы (1877); для органа — 11 хоральных прелюдий и др.; для хора — около 60 смешанных хоров, 7 песен Марии (1859), 7 мотетов (1864—89); вокальные ансамбли для голоса с фортепиано — 60 вокальных квартетов, 20 дуэтов, около 200 романсов и песен; 4 серьёзных напева (1896); свыше 100 обработок народных песен (в т. ч. 49 немецких народных песен).

 

Текст заимствован с сайта "Классика в mp3" Аркадия Чубрика.
 


 

Copyright © 2004-2005, Квартет Большого театра.

Электронная почта: info@chambermusic.ru  

"Большой театр" является зарегистрированной торговой маркой. Название "Квартет Большого театра" используется с разрешения правообладателя.